Компьютер и дети

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

За помощью к психологу обратилась мама восьмилетнего ребенка:

«Мой сын может часами сидеть за компьютером. Играя, не реагирует на просьбы помочь или сделать уроки. В последнее время стал раздражительным, капризным. Когда не разрешаю включать компьютер — слёзы, обида, говорит, что другим ребятам разрешают играть, родители покупают им игры, а я ему не разрешаю, как другие».

Могут ли принести пользу ребёнку компьютерные «игрушки»?

Если он проводит много времени за компьютером, не может ли это привести к задержке в развитии, не станет ли  замкнутым?

Как это может отразиться на его физическом и психическом здоровье?

На все эти вопросы отвечает психолог Несвижского территориального центра социального обслуживания населения Наталья Александровна ГАЛУШКА:

По широте применения, своему влиянию на жизнь человека, реализации творческого потенциала компьютеры по праву можно считать самым удивительным из всех творений человека.

Для детей школьного возраста доступны многие виды работ на компьютере. Ребята достаточно быстро и легко осваивают поиск нужной информации в компьютерных энциклопедиях, справочниках, в сети интернет. К основным умениям, которые помогают ребёнку эффективно использовать персональный компьютер в процессе обучения, можно отнести умение «писать» электронные документы, поэтому приобрести это умение следует как можно раньше. Основное количество документов создаётся с помощью клавиатуры. Умение быстро и безошибочно работать на ней позволит ребёнку эффективно использовать компьютер в процессе обучения.

Для младшего школьника компьютер может стать очень эффективным и разноплановым средством обучения. При наличии соответствующего программного обеспечения он оказывает положительное влияние на отношение ребёнка к учению, усиливает интерес к познанию, исследованию окружающего мира. Постепенно для наших детей компьютер становится совершенно естественным средством познания, как для предыдущих поколений — книга. «Компьютерные» обучающие программы помогают школьнику «научиться самостоятельно учиться».

Самым увлекательным и любимым занятием ребят всё же остаётся компьютерная игра. Вредность, негативное влияние на детей и подростков компьютерных игр широко обсуждается. Проведённые учёными исследования показали, что негативное психологическое влияние игр в большинстве случаев преувеличено. Не подтвердилось и положение о том, что увлечение компьютерными играми приводит к социальной дезадаптации.

Наоборот, дети из «играющей» группы показывают более адаптированное социальное поведение; игры в целом помогают им снимать трудности в общении, способствует увеличению частоты вступления в социальные контакты.

Большинство компьютерных игр не имеют агрессивного характера. Однако необходимо проявлять осторожность в выборе игр для младших школьников, так как именно в этом возрасте игра с агрессивным содержанием способна ещё больше усилить агрессивность, импульсивность, раздражительность и эмоциональную неустойчивость ребёнка. На подростков же агрессивные игры подобного влияния уже не оказывают.

В целом компьютерная игра является одним из мощнейших средств развития у детей внимания, мышления, памяти. Они могут применяться с целью улучшения навыков общения, самооценки, оценки последствий собственных действий. Компьютерные игры определённого содержания позволяют снизить уровень агрессивности у детей (как психически нормальных, так и с отклонениями в развитии), помогают робким, застенчивым детям открыто выражать свои проблемы, страхи.

Компьютер, как и книгу, можно использовать и с огромной пользой, и с большим вредом, особенно если речь идёт о состоянии здоровья ребёнка. Длительные игры (работа) за компьютером создают серьёзные нагрузки для глаз, поскольку у детей происходит развитие глазных мышц и органа зрения в целом. Первые признаки переутомления зрения проявляются в виде раздражительности, возбуждённости, капризности или, наоборот, вялости. Избежать подобных проблем  можно при соблюдении простых профилактических мероприятий: монитор должен быть на расстоянии 70 см от глаз, на него не должен падать яркий свет, ребёнку следует работать или играть строго определённое время (до 40 минут). При длительной игре, работе за компьютером у ребёнка могут возникать боли в спине, запястье, онемение шеи и плеч. Возможность развития мышечного перенапряжения и боли у детей связано прежде всего с перемещением манипулятора «мыши» без нажатия кнопок.

Работа за компьютером, связанная с «сидением», может вызвать у ребёнка формирование неправильной осанки. Необходимо постоянно следить за этим.

Таким образом, компьютер, как и любой другой объект (предмет окружающего мира), может быть с большой пользой применён для развития ребёнка, а может стать источником возникновения у него различных заболеваний.

1. Следите за тем, чтобы ребёнок не находился за компьютером слишком длительное время в одном и том же положении.

2. Старайтесь не отрывать его резко  от компьютерной игры или работы; помните: дети очень сильно увлекаются игрой и не могут сразу переключиться на выполнение другой деятельности. Если ребёнок играет и не заметит вас, то громкое  требование прекратить игру может его испугать, что вызовет негативную реакцию по отношению к вам.

З. Старайтесь не использовать компьютер как средство наказания или поощрения; всегда помните: компьютер — это средство обучения, развития, а не средство воздействия на ребёнка.

4. Старайтесь приучить детей правильно организовывать своё рабочее время, правильно чередовать и распределять нагрузки.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.