А метан — выгодней

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

     Стремительный рост количества передвижного состава во всём мире и в нашей стране в частности требует увеличения добычи и экспорта нефти. При этом возникающий дефицит традиционных видов нефтяного топлива влечёт за собой повышение цен на них. Естественно, в связи с этим, а также ухудшающейся экологической ситуацией свою нишу начинают занимать альтернативные виды моторного топлива. Их использование становится всё более актуальной задачей. Рассматриваются разные варианты, но в настоящее время наиболее «подготовленным» к использованию является природный газ.

Необходимо различать компримированный (сжатый) природный газ, основным компонентом которого является метан, и сжиженный углеводородный газ, где основной компонент – пропано-бутановая смесь. Давайте приведем оценочную характеристику обоих.

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) является продуктом переработки нефти. Снабжение АГЗС осуществляется по остаточному принципу, после наиболее приоритетных потребителей (населения, нефтехимии). Компримированный природный газ (КПГ) – это природное ископаемое, запасы которого во много раз превышают запасы нефти. Транспортируется он бесперебойно по газопроводу. Не требует химической переработки, поэтому имеет стоимость ниже по отношению к нефтяным видам топлива.

СУГ тяжелее воздуха, скапливается в приямках. Температура воспламенения – 365-450 градусов Цельсия в зависимости от процентного содержания пропан-бутана. КПГ почти в два раза легче воздуха и при утечке стремится вверх, быстро «растворяясь» в атмосфере. Температура воспламенения – 537-600 градусов (бензина – 300 градусов).

Правда, комплект оборудования (баллоны, газотопливная аппаратура) для СУГ дешевле. Для КПГ – дороже из-за стоимости баллонов (средняя стоимость одного – 5-7 долларов за литр). Но, следует отметить, затраты на переоборудование при использовании существующего паритета цен на компримированный природный газ и нефтепродукты (в настоящее время: 1 м куб. газа – 1260 руб., 1 л А-80 – 1900 руб., АИ-92 – 2470 руб.) окупаются в течение года – полтора, в зависимости от пробега автомобиля.

В себестоимости перевозок затраты на бензин составляют 25-30%, на компримированный газ – 10-15%.

Экономический эффект очевиден.

Что касается экологической характеристики, то здесь перевес опять же на стороне компримированного природного газа. При сжигании 1 тонны СУГ в воздух выбрасывается 0,44 т окиси углевода, 0,08 т углеводородов. При сжигании 1000 метров кубических КПГ – соответственно 0,22 т и 0,05 т.

Выбросы в атмосферу угарного газа двигателем, работающим на КПГ, в 5-10 раз меньше, чем бензинового, окислов азота – в 1,5-2 раза меньше, углеводородов – в 2-3 раза меньше. При полном сгорании метана образуется угарного газа на 13% меньше в сравнении с бензином. Значит, применяя сжатый газ в качестве моторного топлива, мы все вносим определенный вклад в решение проблемы парникового эффекта.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь №492 от 2.09.2008г., изменены ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При эксплуатации бензиновых автомобилей налог составляет 143990 руб. за тонну, а при эксплуатации автомобилей на сжатом газу – 90000 руб. за тысячу метров кубических. Понижающий коэффициент ставки налога за передвижные источники для автомашин, работающих на КПГ, – 0,3. Для бензиновых он отсутствует.

Компримированный природный газ производят на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Здесь он очищается от механических примесей, подаётся в компрессоры, где сжимается до 25 мега-паскалей. После охлаждения и очистки от масла и влаги накапливается в аккумуляторах газа и поступает в заправочные колонки. В 17-и городах республики их насчитывается 26. В 2010 году планируется строительство еще четырех.

АГНКС «Несвиж» (у деревни Завитая, 8-й км дороги Несвиж-Городея) работает с марта 1989г. Года три раньше была введена в эксплуатацию станция «Барановичи» – тоже нашего управления магистральных газопроводов.

Работаем мы круглосуточно. Газ на АГНКС есть всегда. Юридическим лицам, нашим надежным партнёрам, отпускаем топливо в кредит. Надо отметить, что многие убедились в его экономической выгоде. Например, в Кореличском районе есть соседнее с нашим сельхозпредприятие им. Черняховского, чьи передвижные автозаправщики берут у нас сразу 1500 кубометров сжатого газа и заправляют свой транспорт в хозяйстве. Пользуются услугами АГНКС Несвижский райагросервис, ЖКХ.

За наличный расчет заправляем частный транспорт. Заметно увеличилось количество личных автомашин, работающих на компримированном газу. Даже со Слуцкого района раз в неделю приезжает на АГНКС «Несвиж» владелец личного авто, чтобы заправиться, и уверяет, что ей это выгодней, чем дома – бензином.

Обратите внимание: переоборудовать автотранспорт на компримированный природный газ можно в г.Барановичи, 72-й км шоссе Столбцы-Кобрин, АГНКС «Барановичи», тел.: 8(0163) 46-19-53, 46-47-08; а также в Минске, ул. Скорины, 4, управление «Минск-автогаз», тел.: 8(017)219-16-20, 219-16-21, 263-42-73.

И еще один нюанс. Компримированный природный газ, в отличие от бензина и дизельного топлива, невозможно слить, украсть. Так что и здесь уже поставлен заслон его разбазариванию.

Компримированный природный газ в качестве моторного топлива находит широкое применение как в развитых (США, Италия, Великобритания, Германия, Япония), так и в развивающихся (Бангладеш, Таиланд, Чили, Аргентина) странах. По использованию его в качестве моторного топлива Республика Беларусь занимает достойное место среди шести десятков стран мира, в которых на разных уровнях развита эта отрасль.

 На снимке: водитель УМГ Владимир Николаевич Королев доволен работой машины на сжатом природном газу.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.