Закон один для всех. Его надо знать и выполнять

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

На сегодняшний день в организациях всех форм собственности района как никогда актуально стоит вопрос о необходимости изучения и выполнения нанимателями требований законодательства  о труде и его охране.

С 26 января 2008 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 20.07.2007г. №272-3 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь», а также с 2 января 2009 года — Закон Республики Беларусь от 23.06.2008г. № 356-3 «Об охране труда». Они тесно переплетаются и имеют общие «корни»: защищенность работников и нанимателей от негативных явлений и последствий при организации труда, способы, методы и формы их не допущения. Законы применяются в отношении всех работодателей и работающих граждан, в том числе:

— работающих по трудовым договорам;

— работающих по гражданско-правовым договорам;

— работающих на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

— глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

—  обучающихся и воспитанников учреждений образования, привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению работ (оказанию услуг) в организациях, в том числе в период прохождения производственной практики;

— военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемых к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой, в порядке и на условиях, установленных законодательством;

— содержащихся в исправительных, лечебно-трудовых учреждениях и привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению оплачиваемых работ;

— привлекаемых в установленном законодательством порядке к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения;

— привлекаемых в установленном законодательством порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера.

На основании этих законов соответственно должны быть внесены изменения и дополнения в локальные нормативные акты: Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, должностные и рабочие инструкции и т.д..

В небольшой статье мы не сможем осветить весь спектр внесенных изменений и дополнений законодательства. Но остановимся на более характерных и актуальных на основании обращений работников и нанимателей, которые поступили в Столб-цовскую межрайонную инспекцию труда в 2009 году.

Значительное количество фактов нарушения нанимателями норм трудового законодательства происходит в сфере трудовых отношений агропромышленного комплекса. Некоторые руководители и работники кадровых  служб  предприятий  и организаций района  по  прежнему  не в достаточной мере знают нормы законодательства, а порою игнорируют его требования, регулирующие порядок и условия увольнения, отстранения от работы, привлечения людей для работы в выходные дни, выдачи специальной одежды и средств индивидуальной защиты. В итоге приходится нести излишние финансовые затраты, вызванные необходимостью выплаты среднего заработка за время вынужденного прогула, выплаты штрафных санкций за нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение) требований Закона.

Большое количество жалоб  поступает в инспекцию о несвоевременной выплате зарплаты, среднего заработка за время трудового отпуска, а также окончательного расчета при увольнении. Некоторые руководители не задумываются о том, что внесенные дополнения и изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь  могут коснуться непосредственно их. Статья 47 ТК дополнена пунктом 1 о том, что трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случае нарушения руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий.

В силу предписаний действующей редакции части второй статьи 49 ТК, помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допустить к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

не прошедшего проверку знаний по охране труда;

не использующего требуемые средства индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью;

не прошедшего медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных

законодательством.

Отстранение работника (ч. 2 статьи 49 ТК) не считается для него днем прогула, и на основании ч.2 ст. 71 ТК производится оплата за фактически выполненную работу. Статья 49 ТК в новой редакции была дополнена частью 5: «При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с ч.1 ст. 71 ТК». Отстранение  не является дисциплинарным взысканием.

Статья 142 ТК «Работа в выходные дни с согласия или по инициативе работника» не претерпела изменений и дополнений и гласит «Работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных статьей 143 ТК.

Если к работе в выходной день привлекается несколько работников, то наниматель должен получить согласие от каждого из них».

Некоторые наниматели иногда игнорируют требования ст. 144 ТК, которой установлено предельно допустимое использование для работы не более 12 выходных дней в год каждого работника.

Если в 2008 году в Столбцовскую МРИТ поступило 2 обращения о не обеспечении работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, то за 10 месяцев 2009 года их уже 8. Некоторые наниматели забыли типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006г. № 110 (с дополнениями и изменениями). Штрафные санкции за невыполнение требований данного постановления во много раз превышают стоимость тех же самых костюмов х/б, сапог, халатов.

В мае 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур», которым установлено, что административная процедура — это действия заинтересованного лица по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающихся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, как уполномоченный орган, осуществляет три административные процедуры в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (заинтересованных лиц).

 На основании постановления Совмина Департамент государственной инспекции труда выдаёт заключения при приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения; выдаёт заключения соискателям лицензии для осуществления деятельности по переработке древесины о соответствии производственных (технологических) процессов, условий и охраны труда требованиям нормативных правовых актов; согласовывает проекты технических нормативных актов (технических условий).

Все три административные процедуры совершаются бесплатно.

Для выдачи заключений при приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения всем нанимателям следует иметь в виду: они должны письменно, не менее чем за 15 дней до начала работы приемочной комиссии, известить соответствующий орган о приёмке объекта и вместе с заявлением предоставить необходимые документы, которые определены постановлением Совмина. При изучении данного Закона наниматель увидит, что перечень документов, предоставляемых для получения заключения соискателю лицензирования, существенно отличается и намного расширен, чем пакет документов  по приёмке объектов. Административная процедура осуществляется в течение 15 дней. Срок действия заключения о готовности объекта к приёмке — бессрочно.

Только по охране труда за последние 8 лет в республике принято более 200 нормативных правовых и технических  актов. Недостаточный уровень правовых знаний  руководителей, специалистов, да и самих работающих приводит к тому, что происходит увеличение несчастных случаев на производстве как с тяжелыми последствиями, так и смертельными. Согласно оперативным данным Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда, за 10 месяцев текущего года на территории Несвижского района произошло 6 несчастных случаев, в том числе 1 со смертельным исходом.

Знание и выполнение требований законодательства о труде и охране труда как со стороны нанимателей (должностных лиц нанимателей), так и самих работников поможет сохранить здоровье и жизнь людей.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.