Человек — дитя природы

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Природа представляет всё необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем, она, как добрая мать, выступает перед нами ещё в одной роли, которую часто недооценивают. Она влияет на наше духовное развитие, оставляя глубокий след в душе, воздействуя на чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую наставницу. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, — утверждал К. Д. Ушинский, — и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям и прогулкам, в ходе которых ребёнок начинает познавать мир во всём его многообразии, развитии. Учится отмечать взаимосвязь явлений, видеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни, и как природа служит им. Знакомится со всем богатством красок, звуков, запахов, форм в сезонных изменениях окружающей среды.

Познание природного окружения начинается чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, например, в осеннем парке дети учатся различать окраску листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины — красного или лилового. Картина осеннего парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев.

Красота родного края вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь и бережное отношение ко всему живому.

Благотворно сказываются экскурсии, прогулки-походы на природу и на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е.А. Аркин писал в своё время, что пребывание на воздухе — «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребёнка». Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения с природой повышают жизненный тонус. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребёнка. Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество. На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желанию принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою родину.

Человек — дитя природы. Его жизнь и здоровье непосредственно зависят от взаимодействия с окружающей средой. Бездумное потребительское отношение к природным ресурсам, навязанная вера в их безграничность привели нас к тому, что мы имеем сегодня: тысячи гектаров нарушенных земель, выжженных и вырубленных лесов, загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, изменение климата, природные катастрофы. Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу.

Несвиж является одним из уникальных исторических и природных уголков Беларуси. На территории нашего района расположен национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж». Уникальность нашего родного края нельзя не использовать в формировании уважительного отношения к природе, самому себе, в осознании себя патриотом.

«Кому и зачем нужна вода?», «Как человек использует воду?», «Как вода помогает нам не заболеть», «Могут ли живые существа обходиться без воды?» — на эти вопросы ищут ответы малыши вместе со своими воспитателями в беседахрассуждениях.

Разговор на тему «Вода — источник жизни» продолжается во время экскурсий на берег пруда «Замковый», на городской пляж, на пруд «Девичий». Маршрут начинается с территории детского сада и сопровождается рассказом воспитателя о достопримечательностях, исторических памятниках, встречающихся на пути.

В парке, на привале на берегу пруда «Замковый» воспитатель рассказывает о водоплавающих птицах, о рыбках. Наблюдая в это время за природой родного города, дети учатся любить братьев своих меньших, бережно относиться ко всему окружающему. Организация и проведение эколого-оздоровительных прогулок и экскурсий с детьми дошкольного возраста — это воспитание у детей духовнонравственных качеств, экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни. (Продолжение будет.)


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.