На защите прав детей

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В настоящее время, к сожалению, не редко можно наблюдать механизм защиты прав детей путём отобрания их у родителей, уклоняющихся от исполнения родительских обязанностей, и помещения на государственное обеспечение. Хотелось бы уделить внимание процедурам возмещения денежных средств, затраченных на содержание детей вышеуказанной категории, и мерам воздействия, применяемым к родителям, уклоняющимся от воспитания и содержания детей.

Расходы, затраченные государством на содержание детей, подлежат возмещению за счёт средств родителей, за исключением случаев, когда родители признаны в установленном законодательством порядке недееспособными, либо когда они не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения. Перечень заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В соответствии с изменениями, внесёнными в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении», теперь предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия лица, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, может быть осуществлено и по запросу учреждений, в которых дети находятся на государственном обеспечении, а также по запросу прокурора.

За несовершеннолетних родителей расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии таковых, а также в случае непогашения расходов родителями, усыновителями, возмещение расходов осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объёме.

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребёнка на государственное обеспечение. Работающее на день помещения ребёнка на государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по заявлению, которое должно быть подано в трёхдневный срок после помещения ребёнка на государственное обеспечение.

При этом обязанным лицом обеспечивается полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.

В отношении неработающего либо работающего, но не в полном объёме в течение шести месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы, либо прекратившего нахождение в лечебно-трудовом профилактории или освобождённого из мест лишения свободы и подлежащего трудоустройству, выносится судебное постановление о трудоустройстве, которое приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью.

Судебное постановление о трудоустройстве в течение трёх рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел, управление по труду, занятости и социальной защите районного исполнительного комитета по месту жительства данного лица, а в случае, когда его место жительства отсутствует, – по последнему известному месту жительства для подбора организации (организаций) в целях трудоустройства данного лица. Это постановление, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, является решением, подлежащим немедленному исполнению.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.07.2010 № 166-3, Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 9.27 «Уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению».

Так, уклонение родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, от трудоустройства по судебному постановлению, повлёкшее за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению таких расходов, влечёт наложение административного взыскания в виде административного ареста.

В примечании к вышеуказанной статье раскрывается понятие уклонения от трудоустройства. Так, под уклонением от трудоустройства по судебному постановлению в настоящей статье понимается уклонение от явки в органы по труду, занятости и социальной защите, организации для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых для трудоустройства документов, а также иные виновные действия (бездействие), повлёкшие неисполнение судебного постановления о трудоустройстве.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьёй, рассматриваются органами внутренних дел. В соответствии со статьёй 18.8 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее ПИКоАП), административно арестованные, привлечённые к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 9.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, обязательно привлекаются к труду администрацией специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста.

Внесены изменения и в ст. 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Так, в соответствии с внесенными изменениями, уголовную ответственность влечёт не только уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, выразившееся в неявке на работу десять и более рабочих дней в течение трёх месяцев, либо в сокрытии или занижении ими размера заработной платы и приравненных к ней доходов, но и уклонение от трудоустройства по судебному постановлению, совершённое в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до трёх месяцев, или ограничения свободы на срок до трёх лет, или лишения свободы на срок до одного года.

Под уклонением от трудоустройства по судебному постановлению в ч.2 ст. 174 УК Республики Беларусь понимается уклонение от явки в органы по труду, занятости и социальной защите, организации для трудоустройства, от прохождения медицинского осмотра, получения необходимых для трудоустройства документов, а также иные виновные действия (бездействие), повлёкшие неисполнение судебного постановления о трудоустройстве.

Конечно, необходимо стремиться к тому, чтобы родительские обязанности выполнялись не посредством жёсткого регулирования государства, а в силу осознания гражданами влияния взаимоотношений в семье и роли родительского участия в жизнедеятельности ребёнка на формирование его системы морально-нравственных ценностей. Но в данном случае, государство, посредством запуска механизма стимулирования «нерадивых» родителей, встаёт на защиту прав детей в сфере обеспечения их материального благополучия.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.