Чтобы избежать детских травм

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Основные черты, характеризующие детский травматизм, — распределение по полу, возрасту, видам травматизма, — остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. Так, наиболее подвержены травмам школьники 10-14, затем 7-9 лет. Дети грудного и ясельного возраста получают травмы реже, чем дети более старших возрастов. У мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60-68%). Причём, у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. Причины весьма разнообразны: падения на ровном месте и с высоты,  ранения острыми предметами, ожоги, удары о предметы и предметами и другие. К бытовым травмам относятся также повреждения, полученные при неорганизованных занятиях спортом.

Повреждения в быту чаще всего носят характер поверхностных ранений, ушибов, растяжений связочного аппарата суставов. При таких повреждениях не всегда обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. И всё-таки в ряде случаев бывает необходима помощь хирурга или травматолога-ортопеда детской поликлиники.

Некоторые пострадавшие дети нуждаются в стационарном лечении по поводу переломов, ожогов, сотрясений головного мозга и других травм. Исходы этих повреждений, особенно множественных, не всегда бывают благополучными.

Многочисленны травмы, полученные детьми на улице при пешеходном движении: падения случайные и вследствие плохого состояния тротуаров, мостовых, ранения падающими с высоты предметами (оконное стекло, сосульки и прочее).

Травмы, причинённые детям транспортными средствами, имеют незначительный удельный вес, однако они отличаются наибольшей тяжестью, почти все требуют госпитализации и являются основной причиной инвалидности с детства.

В школах сохраняется довольно высокий уровень травматизма: 8-12% от всех повреждений, получаемых детьми. Максимальное число травм приходится на школьников 12-14 лет. Причины школьного травматизма — удары твёрдыми предметами (портфелями, ранцами, учебниками), падения на лестнице и ровной поверхности вследствие толканий, подставлений «ножки», столкновений во время бега, прищемление пальцев дверьми, оконными рамами.

Спортивные травмы имеют небольшой удельный вес среди детского травматизма — около 2,5%. Их причины для всех возрастных групп одни и те же: организация занятий без учёта физической и технической подготовленности юных спортсменов, неудовлетворительная материальная база мест тренировок, нарушение правил врачебного контроля, плохая дисциплина.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, следует проводить целенаправленно, исходя из причин и обстоятельств возникновения травм.

Необходимо помнить, что детям, несмотря на все их капризы, нельзя разрешать играть с иголками, спицами, ножницами и другими предметами домашнего обихода, которые могут быть опасны для их здоровья. Также опасны для малышей мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что ещё хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребёнок засунет их в рот, нос, уши…

В период раннего детства впервые появляются половые различия в частоте возникновения травм: мальчики травмируются несколько чаще девочек. Число повреждений, полученных во дворе и на улице, увеличивается, а в квартире, соответственно, уменьшается. Изменяется характер повреждений: уменьшается количество ожогов, увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Нередки и электротравмы. Для детей раннего возраста характерно поражение губ и языка, так как они нередко берут в рот концы шнуров от электроприборов. Причиной тяжёлых  повреждений  нередко  бывают игры  с  электрическими  розетками. Основная  причина несчастных случаев — недосмотр взрослых.

Для детей дошкольного возраста (4-6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой — активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью ещё не овладели.

У дошкольников бытовые травмы также преобладают, но, в отличие от первых двух групп, основным местом происшествия становится двор. Главными причинами травм являются падения, ранения острыми предметами, удары твёрдыми предметами и о твёрдые предметы. Возрастает число травм, полученных от средств транспорта.

Наибольшее количество травм отмечается у детей школьного возраста. Дети младшего школьного возраста (7-9 лет) получают большую самостоятельность по сравнению с предыдущими возрастными группами. Любознательность и стремление активно познавать окружающий мир при недостаточной силе тормозных процессов, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям. Кроме того, у детей этого возраста большое место в жизни занимают игры, в основном подвижные. Увлекаясь, они теряют над собой контроль.  Именно  поэтому наиболее часто травмируются. Дети этой группы 78% травм получают во дворах, на улицах и только 22% — в помещениях. Наиболее частыми являются падения, ожоги пламенем, ранения, травмы от средств транспорта.

Дети   в   возрасте   10-14   лет   отличаются   большей дисциплинированностью, проявлением воли, сознательности. Травмы обусловлены их большей социальной активностью, связаны с мотивационным уровнем поведения. В отличие от младших школьников, в этой группе значительный удельный вес приобретают травмы спортивные: это вызвано желанием подростков показать своим товарищам достижения в силе, беге, ловкости, выносливости и т.д.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми должна предусматривать решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных: 1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их; 2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребёнка.

Основные   меры 

 профилактики   детского   бытового   травматизма:

1 . Мероприятия по обеспечению «техники безопасности» в жилых помещениях (ограждение батарей отопительной системы, закрытие розеток в доступных детям местах, предупредительные этикетки на опасных жидкостях, хранение их в недоступных для детей местах).

2. Постоянный надзор за детьми, организация интересных и безопасных игр и занятий, отвлекающих детей от опасных шалостей.

3. Повседневное и неустанное воспитание у детей навыков осмотрительного поведения и разумной осторожности.

Меры по предупреждению ожогов у детей:

• недоступность спичек;

• хранение  препаратов  бытовой химии (едкие  кислоты, щёлочи и другие химические активные вещества) в недоступных для детей местах;

• осторожность во время кормления ребёнка горячей жидкой пищей;

• повышенное   внимание   и   осторожность  при   переносе  посуды  с  горячей жидкостью в тех местах квартиры, где внезапно могут появиться дети;

• запрещение детям находиться во время приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья и других работ на кухне;

• постоянный надзор взрослых при купании детей;

• защита детей от горящих газовых плит, накалённых предметов (например, утюга, обогревательных приборов).

Игорь БОГУШ, заведующий хирургическим отделением УЗ «Несвижская ЦРБ»

Александр ЧЕБОТАРЬ, районный травматолог


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.