Первый звонок вовремя

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

1-е  сентября – волнующий  день  в  семье  первоклассника.  И  когда  мама  видит своего  ребёнка  с  гладиолусами  в  две  трети его  собственного  роста  в  строю  таких  же  малышей  на  первой  школьной  линейке,  она  в  десятый  раз  спрашивает  себя  с  тревогой:  «А  готов  ли  он?»…

Детские  психологи  предлагают  простой  способ  проверки  готовности  к  обучению.  Нужно  просто  поиграть  с  ребёнком  в  игру  «Школа».   Дети,  готовые  к  школе,  выбирают  роли  учеников,  а  те,  кому  ещё  рановато  садиться  за  парту – роли  учителей.

Что ещё значит  «готов»  для  первоклассника,  я  и  постаралась  разобраться.  И  обратилась  за  помощью  к  Ольге  Фёдоровне  ЗУБАРИК,  учителю  младших  классов  Несвижской  белорусской  гимназии.  Ольга  Фёдоровна  – опытная  «вторая  мама»: она  работает  в  школе  уже  32  года.   В  этом  году  она  возьмёт  очередной  первый класс.

– Ольга  Фёдоровна,  я  хочу  обратить  более  пристальное  внимание  на  аспект  психологической  подготовки,  но  вначале  напомните,  пожалуйста,  какие  умения  будущих  первоклассников  проверяют  на  вступительном  тестировании?

–  Как  правило,  это  умение  считать  до  десяти  и  в  обратном  порядке,  различать  геометрические  фигуры,  времена  года.  Называть  животных  и  птиц  на  картинках.  Сейчас  многие  дети  уже  умеют  читать,  когда  приходят  в  школу.

– Это  обязательно?

– Нет,  что  Вы!  В  школе  всему  научат.  Но  если  уж  кто-то  решил  научить  своего  малыша  читать  ещё  до  школы,  то  надо  обратить  внимание  в  первую  очередь  на  качество  чтения.

– Что  это  значит?

– Важно  не  как  быстро  и  бегло  ребёнок  читает.  Необходимо  следить  за  правильностью  речи.  К  сожалению,  довольно  часто  приходят  детки  с   большими  проблемами   в  произношении.  Советую  родителям  своевременно  обращаться  к  специалистам – логопедам.

Ещё  очень  важным  навыком  можно  назвать  умение  слушать  и  пересказывать.  Читайте  детям  сказки  и  пусть  они  вам  рассказывают  то,  что  запомнили. 

– Что  ж,  с  практическими  навыками  ясно.  А  теперь  давайте  поговорим  о  психологической  подготовке.  Как  Вы  считаете,  ребёнок  готов  к  школе  в  каком-то  определённом  возрасте,  например,  в  семь  лет?

– И  семилетки  не  все  бывают  готовы  к  школе.  Возраст  здесь – не  решающий  фактор. Психологическая  готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных  занятий с ребёнком.

– В каком  возрасте,  на  Ваш  взгляд,  лучше  отдавать  ребёнка  в  школу?

– Крайне  редко  пятилетки  и  шестилетки  готовы  стать  первоклассниками.  Они  физически  и  морально  менее  выносливые,  чем  их  семилетние  товарищи.  На  уроках  физкультуры  быстро  устают,  неусидчивые,  плаксивые.   Хотя,  повторюсь,  всё  очень  индивидуально.

– Ольга  Фёдоровна,  как  родителям   психологически   подготовить  ребёнка  к  школе?  Какие  качества  стоит  развивать?

– Во-первых,  это  умение  общаться  с  другими  детьми  и    взрослыми.  Во-вторых,  умение  управлять  своими  желаниями,  эмоциями  и  поступками – у  нас  это  называется  развитием  произвольности.  Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность,  потребность в самостоятельном поиске ответов на  возникающие  вопросы.  Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован  интерес  к  знаниям,  будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие  и  волю  на выполнение   заданий. 

– Вопрос  усидчивости  – один  из  самых  насущных  для  меня  лично!  Как  научить  ребёнка  усидчивости,  чтобы  он  этого  не  заметил?

– Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают настольные игры, игры с конструктором, занятия лепкой, аппликацией, то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. Дети  до  6-и  лет  могут  заниматься  однообразным  занятием   всего  лишь  от  10  до  15  минут  подряд.  Так  что – удачи!

– В  педагогике  различают  желание  пойти  в  школу  и  желание  учиться.  Как  воспитать  желание  учиться  и  как  его  не  отбить?  

–  Тут  у  меня  несколько  советов:  первый – не  запугивайте  детей  школой,  второй – при  подготовке  к  учёбе  не  нагружайте  своих  малышей  занятиями,  третий – в  процессе  обучения  предоставляйте  ребёнку  право  на  ошибку,  объясните,  что  в  школе  будут  трудности,  неудачи  и  дайте  понять  главное – ЭТО  НОРМАЛЬНО,  научите  с  ними  справляться,  пусть  Ваш  ребёнок  будет  уверен,  что  Вы  на  его  стороне;  четвёртый  совет – не  надо  думать  за  ребёнка,  если  он  чего-то  пока  не  понимает,  задавайте  наводящие  вопросы,  всячески  пытайтесь  подвести  малыша  к  самостоятельному  решению.  Пятый  совет,  на  мой  взгляд,  самый  важный – хвалите  ребёнка  как  можно  чаще.  На  первых  порах  ему  это  необходимо.  Устраивайте  маленькие  праздники  в  честь  его  успехов – красиво  написанная  первая  буква,  первая  прочитанная  книга…

– Как  бы  там  ни  было,  всё-таки  школа – это  стресс.  Новые  люди,  новая  обстановка.  Если  детки  после  садика  хоть  как-то  готовы  к  этому,  то  «домашним»  привыкание  даётся  тяжелее.  Кстати,  а  часто ли  сейчас  встречаются  дети,  которые  в  садик  не  ходили?  В  нашем  классе,  насколько  я  помню,  их  было  трое.

– «Домашние»  дети  сейчас – редкость.  Да  и  те,  что  после  садика,  как  правило,    держатся  группками.  Но  после  Нового  года  мы  все  уже – одна  семья. 

– В  детских  садах  хоть  и  отличный  от  школьного,  но  режим.  Как  у  «домашних»  детей  происходит  адаптация?  Они  быстро  привыкают?

– С  1  мая  у  нас  в  гимназии  проходили  подготовительные  занятия  для  деток,  которые  не  посещали  садик.  В  этом  году  на  них  ходили  две  девочки.  А  вообще,  всё  зависит  от  ребёнка – общительные  дети  и  без  садовского  опыта  хорошо  вливаются  в  компанию.

– Ольга  Фёдоровна,   спасибо  за  подробный  рассказ.  Я  думаю,  что  тем  родителям,  чьи  дети  идут  в  школу  в  следующем  учебном  году,  многое  из  нашей  беседы  ещё  пригодится.   Пожелайте,  пожалуйста,  что-нибудь  тем,  у  кого  «первый  раз  в  первый  класс»  произойдёт  уже  очень  скоро.

– Хочу  обратиться  к  родителям.  Желаю  вам  быть  рядом  с  вашими  детьми.  Несмотря  на  ритм  современной  жизни,  отвлечься  от  работы  и  побыть  с  ребёнком,  хотя  бы  вечером.  Если  поссорились  из-за  промаха  в  школе,  пускай  мама  всегда  попросит  прощения  и  пожалеет  малыша.  Младший  школьный  возраст  не  просто  так  считается  кризисным – детям  сейчас  как  никогда  нужны  ваша  поддержка  и  понимание.

…«Готов  ли  он?»  Мама  всегда  будет  задаваться  этим  вопросом.  У  каждой  матери  первых  сентября  несколько.  Самое  первое – её  собственное,  все  последующие – её  детей.  И  каждый  раз – как  первый.  Если  вы  сомневаетесь  или  видите  какие-то  проблемы  у  своего  ребёнка – обратитесь  к  детскому  психологу. Ещё  раз  повторюсь: над  психологическим, так  же,  как  и  над  интеллектуальным  развитием нужно работать.  И  насколько  вовремя  для  вашего  малыша  прозвенит  первый  звонок,  зависит  от  вас.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.