СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

На заключительном заседании шестой сессии Совета Республики был одобрен ряд законопроектов, в том числе проект Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Право граждан на обращение – одно из наиболее важных конституционных прав граждан, которое закреплено в ст. 40 Конституции Республики Беларусь. Так, гражданам гарантируется право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а в отношении государственных органов и должностных лиц устанавливается их обязанность рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определённый законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным. В свою очередь, для государственных органов обращения граждан являются одним из основных источников информации, необходимой для принятия качественных и эффективных решений. Открытый диалог граждан и органов власти является важным элементом правового государства и гражданского общества.

Своевременное принятие решений по обращениям граждан способствует росту и укреплению авторитета власти.

Работа с обращениями граждан – живая и многогранная деятельность. Для обеспечения реализации права граждан на обращения принят Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан». За последние 15 лет проведена большая работа по дебюрократизации государственного аппарата, в результате которой принят целый ряд нормативных правовых актов, регулирующих работу государственных органов и организаций с гражданами и юридическими лицами. Так, революционным в сфере законодательства об обращениях граждан можно назвать Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», которым введены существенные новшества в работу государственных органов и организаций с гражданами. Одной из важнейших норм данного Указа № 498 стала норма о распространении законодательства о рассмотрении обращений граждан на порядок рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также обращений из средств массовой информации. Указ № 498 вступил в силу 18 января 2008 года.

Принятой Президентом Республики Беларусь 27 декабря 2006 года Директивой № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» определены подходы, которые в настоящее время являются актуальными, особо необходимыми и первоочередными при работе с гражданами. Это недопущение проявлений волокиты, формализма, бюрократизма, внедрение новых форм работы с населением (предварительная запись на приём, консультирование, выездные приёмы граждан), установление удобного для граждан режима работы и т. д.

Относительно замечаний и предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений, действует Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением».

В отношении совершенствования порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, поступающих в государственные органы и иные организации, избран путь комплексного регулирования данных отношений, на что и направлен разработанный Министерством юстиции Республики Беларусь и одобренный 30 июня 2011 года Советом Республики проект Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

18 июля 2011 г. Закон был подписан Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Данный закон направлен на комплексное и системное регулирование порядка реализации гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, права на обращение в государственные органы, иные организации в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

В нём предусмотрен порядок проведения личного приёма граждан, их представителей и представителей юридических лиц; регламентированы права и обязанности заявителей, а также обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей; определён порядок подачи, приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, предложений и жалоб; регламентированы особенности рассмотрения отдельных видов обращений (повторных, коллективных, электронных, анонимных, замечаний и (или) предложений, внесённых в книгу замечаний и предложений);

установлена процедура обжалования ответов, а также урегулирован вопрос о расходах, связанных с рассмотрением обращений; урегулирован порядок оставления без рассмотрения повторных обращений заявителей, переписка с которыми прекращена, в том числе в случае направления таких обращений из вышестоящих органов. Это позволит уменьшить поток «профессиональных» жалобщиков, которые постоянно пишут в различные инстанции.

Законопроект призван стать комплексным законодательным актом, объединяющим в одном документе все права и обязанности граждан, ответственность за ненадлежащее рассмотрение обращений, подробный порядок их рассмотрения, а также ответственность граждан за подачу необоснованных жалоб.

Важнейшим нововведением является расширение сферы реализации права на обращение за счёт предоставления гражданам и юридическим лицам права подавать письменные обращения к индивидуальным предпринимателям.

Устанавливается ответственность за подачу систематически направляемых необоснованных обращений от одного и того же заявителя.

Введено новое положение об ответственности за подачу заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, или совершение при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний.

Отдельной статьёй регламентируются обязанности как заявителей, так и организаций, индивидуальных предпринимателей при приёме и рассмотрении обращений.

Впервые на законодательном уровне закрепляются общие требования, предъявляемые к электронным обращениям, определён порядок их рассмотрения и установлены требования, предъявляемые к ответам на них; предусмотрена возможность при проведении личного приёма применения технических средств (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъёмка). Об этом заявитель должен быть уведомлён до начала приема. Данная норма направлена как на защиту прав граждан, так и интересов субъектов, рассматривающих обращения, поскольку ограничивает возможности злоупотребления правом на обращение со стороны отдельных заявителей; решён вопрос о порядке реагирования на поступающие от граждан благодарности; определено, какие обращения относятся к анонимным; установлен чёткий и понятный механизм обжалования ответов на обращения; предусмотрена возможность взыскания с заявителей в судебном порядке расходов, понесённых  организациями, индивидуальными  предпринимателями  в  связи с рассмотрением систематически направляемых не-обоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя.

Закреплён ряд нововведений, касающихся личного приёма. В частности,  в государственных органах, иных организациях организуется личный приём граждан, их представителей, лиц, выступающих от имени юридического лица. При устном обращении указанные лица должны предъявить документ, удостоверяющий их личность. Представители заявителей должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.

Принятие данного Закона будет способствовать повышению качества работы с обращениями граждан и юридических лиц, а также более эффективной реализации ими своих прав.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.