Нарушение влечёт наказание

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка её проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования, с 1 января 2010 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Анализ проводимых в организациях проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде показывает, что многие руководители и специалисты, отвечающие за тот или иной участок работы, не всегда выполняют нормы законов.

Многие наниматели используют труд работников, заключая с ними договора подряда, но при этом не всегда учитывают требования Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними в письменной форме указанные договоры, в которых определять, кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия: порядок расчёта сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате; обязательство заказчика – юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам, – по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты; обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора и ответственность за их невыполнение; основания досрочного расторжения гражданско-правового договора; ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки.

Некоторые наниматели пренебрегают этими требованиями, а это чревато последствиями. Так, статьёй 9.25. Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь установлено, что несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством,  влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора.

Много обращений от граждан поступает по вопросам не выплаты вознаграждения за работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда). Все обратившиеся считают, что за работу по такому договору им должна выплачиваться заработная плата.  Статьёй 6 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что не подпадают под действие настоящего Кодекса отношения по поводу осуществления обязательств,     возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством. Отношения между работником и нанимателем, заключившими договор подряда, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, и при этом работнику выплачивается не заработная плата, а вознаграждение. Рассмотрение вопросов несвоевременной выплаты вознаграждения входит в непосредственную компетенцию судов.

В статье 54 ТК предусмотрены основные обязанности, которые наниматель должен исполнить при приёме на работу (заключении трудового договора). В ходе проведения проверок выясняется: должностные лица нанимателя, отвечающие за ведение делопроизводства по кадровым вопросам, не всегда выполняют требования этой статьи. Как следствие, работник, приступая к работе, не знает, чем ему заниматься, не знает своих прав и обязанностей. Не знает, когда ему будет выплачиваться заработная плата и более того – её размер. И он начинает писать жалобы во всевозможные органы и организации.

При приёме от работника трудовой книжки лицом, оформляющим приём и увольнение работников, не выдаётся расписка в произвольной форме, содержащая реквизиты организации, в том числе – печать нанимателя. Данная норма закреплена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 г. № 30 «Об утверждении инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников» (в редакции постановления Минтруда от 13.01.2009 г. № 4 п. 58). К сожалению, встречаются ещё и такие работники, отвечающие за кадровое делопроизводство, которые не вносят даже запись о приёме трудовой книжки от работника в «Книгу учёта движения трудовых книжек и вкладышей к ним».

В последнее время сократилось количество обращений работников о нарушении сроков выплаты заработной платы, среднего заработка за время трудового отпуска, а также окончательного расчёта при увольнении. Однако наряду с этим есть ещё организации, в которых должностные лица, отвечающие за данный участок работы, не выполняют требования трудового законодательства. Хотелось бы напомнить руководителям таких организаций, что статьей 9.19. ч.1 КоАП установлена ответственность за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы. Штрафные санкции составляют в размере от четырёх до двадцати базовых величин на должностное лицо, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.

За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47 ТК).

Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (статья 204 ТК). Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующая работа и поведение работника на производстве. К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания, могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами (ст. 198 ТК).

В ходе проведения проверок устанавливаются такие факты, что применение дисциплинарных взысканий к работникам производится без требования письменного объяснения или составления актов об отказе дачи письменного объяснения за подписью свидетелей. Работников не ознакамливают под роспись с приказом о дисциплинарном взыскании в пятидневный срок с указанием мотивов, акты об отказе от ознакомления не составляются. Считается, что работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, не имеет его (ст. 199 ТК).

Некоторые руководители при заключении контрактов с работниками не учитывают обязательные условия, которые должны содержаться в самой форме контракта нанимателя с работником: каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за месяц до истечения срока его действия, письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения; дополнительные меры стимулирования труда: повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством); предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней; установление минимальной компенсации в размере не ниже   трёх среднемесячных заработных плат за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя.

В 90 % проверенных организаций нанимателем игнорируются требования ст. 169 ТК в части уведомления работников о начале трудового отпуска не позднее чем за 15 календарных дней, а работник, которому трудовой отпуск предоставляется индивидуально, не уведомляется в тот же срок письменно. Данная норма является обязательной для нанимателя. В некоторых организациях руководители требуют от работников писать заявления о предоставлении им трудовых отпусков, что недопустимо с точки зрения трудового законодательства.

Это лишь основные нарушения, которые были выявлены в ходе проверок. Руководители и другие должностные лица нанимателей понесли ответственность не только административную, но и дисциплинарную, и после получения требования (предписания) данные нарушения были устранены.

Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется, исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания (ст. 6.5. Кодекса об административных правонарушениях).


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.