ВСЕГДА ЛИ ВИНОВАТ БУХГАЛТЕР?

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В ходе проводимых Комитетом госконтроля проверок отмечается всё больше случаев нарушений трудового законодательства.

В текущем году данные правонарушения в большей степени касаются несоблюдения установленных сроков расчётов с лицами уволенными, либо уходящими в трудовой отпуск.

Напомним, что, в соответствии с нормами законодательства о труде (статьи 77 и 176 Трудового кодекса Республики Беларусь), наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее, чем за два дня до начала отпуска, а при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения.

Ответственность за нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы предусмотрена статьёй 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечёт наложение штрафа в размере от четырёх (а это на сегодня 400 тыс. руб.) до двадцати (2 млн. руб.) базовых величин, а на юридическое лицо – до ста (10 млн. руб.) базовых величин.

Конечно, руководитель, заботящийся о вверенном ему трудовом коллективе, всегда предпримет необходимые меры по своевременной выплате работнику причитающихся сумм. Ведь он прекрасно понимает, что от этого зависит очень многое, в том числе взаимоотношения на производстве и в семье подчинённого.

Вместе с тем, в отдельных организациях довольно часто превышают установленные сроки расчётов. Если это элементарная халатность и ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, Комитет госконтроля подходит очень жёстко, применяя практически максимальные меры ответственности к виновным.

Как правило, трудовой коллектив винит во всём «нерасторопного» бухгалтера. Однако это не всегда так. Анализируя причины несвоевременных расчётов с работниками по названным выше выплатам, в ряде случаев приходим к выводу, что основная причина правонарушения – отсутствие чёткого взаимодействия в цепочке руководитель – кадровая служба – бухгалтерия.

Скажем, руководитель подписал 1 апреля распорядительный документ на предоставление сотруднику отпуска с 3 апреля. В кадровую службу этот документ поступил  2 апреля утром, а после  обеда – в бухгалтерию. Каким образом в данной ситуации бухгалтер сможет обеспечить расчёт и выплату отпускных в установленные «за 2 дня» до отпуска? Никаким. А кто виноват?

Вариантов похожих ситуаций множество. Приведём один из последних выявленных: в ОАО «Жодинский торговый центр» приказ о предоставлении работнику с 07.02.2012 г. трудового отпуска был подписан  06.02.2012 г.

Но бывает, когда приказ (распоряжение) подписывается в тот же день, с которого предоставляется отпуск (работник увольняется).

В частности, в ГУП «Жодинский комбинат общественного питания» отпуск одному из водителей был предоставлен с 20.02.2012 в соответствии с приказом, датированным этим же днём. В этом же предприятии сотрудник уволен 02.02.2012  в соответствии с приказом от 02.02.2012. Данные примеры не единичны.

Реально ли бухгалтерской службе при такой организации документооборота обеспечить выполнение трудового законодательства? Нет.

Во избежание в будущем вот таких курьёзов и нарушений законодательства Комитет государственного контроля предлагает руководителям организаций детально проанализировать сложившуюся систему расчётов с работниками и при необходимости принять меры, обеспечивающие безусловное соблюдение законодательства.

В данной работе не должны быть в стороне и первичные профсоюзные организации. Они первые обязаны стоять на страже законных прав и интересов работника.

Что касается Комитета государственного контроля, то контроль за  соблюдением норм законодательства о труде будет продолжен.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.