Святая праведная София Слуцкая

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Через душу отдельного человека определяется мир,

избирая спасение или погибель.

Протоиерей Иоанн Гончаров

Евангелие говорит нам, что путь в жизнь вечную узкий и скорбный. Но это     путь, ведущий в жизнь. Таким путём шествовали все святые. Святые с радостью переносили все неустройства и болезни, ибо они понимали, что Бога обретают в скорбях и смирении.

1 апреля Белорусская Православная Церковь празднует память праведной княгини Софии Слуцкой, причисленной к лику святых. Но часто ли мы всерьёз задумываемся, что же такое святость и что значит быть святым? В лике святых является нам Царствие Божие, которое «внутрь нас есть». Во все времена лучшие люди Земли жили верой в Бога и Его обетованиями о Христе. Эта вера и определяла их высшее человеческое достоинство, ибо вера всегда помогала человеку подняться выше своих возможностей, являя его духовную мощь.

Последняя из князей Слуцких преставилась 19 марта 1612 года от родов мертворождённой дочери в возрасте 26 лет. «Вечером во всех церквах и костёлах Слуцка и окружающих деревень звонили колокола. Умерла княгиня София Олелькович. В замковой каплице стоял её гроб, вокруг горели свечи, перед гробом возвышалась хоругвь с литовской Погоней и орлом Радзивиллов, пели священники, звонили колокола», –  так описывает уход из жизни праведной Софии Слуцкой польский писатель Юзаф Игнацы Крашевский в своей повести «Последняя из князей Слуцких».

Слуцкие князья Олельковичи прославились как славные защитники Отечества и стойкие исповедники православия. Олельковичей можно считать литовско-русскими князьями, поскольку это также ветвь Рюриковичей. За исповедание веры отец Софии Юрий Юрьевич лишился места в Сейме Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. В церкви Слуцкого Троицкого монастыря хранилось Евангелие 1582 г., собственноручно переписанное князем.

«Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евреям, 10). А колебались тогда многие. Настоящим испытанием для православных Западно-Русского края стала церковная уния с Римом, объявленная с 1596 г. Введение унии сопровождалось ужасающими насилиями над православными. У них отнимались храмы, монастыри, православные священники изгонялись. Церкви отдавали в аренду иноверцам, которые требовали платить за каждое Богослужение. «Духовенство диссидентов» – так называли в то время православных священников.

Константин Острожский, защитник православия, писал: «Дело идёт не о тленном имении и погибающем богатстве, но о вечной жизни, о бессмертной душе, которой дороже ничего не может быть». Прискорбно только то, что в этой борьбе, касавшейся непосредственно веры и церкви, не принимали никакого участия Западно-русские архипастыри.

(Окончание в следующем выпуске «Вытокаў»).


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.