Гигиена зрения детей

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Гигиена зрения предусматривает прежде всего рациональное освещение помещений и рабочих мест. Естественная освещённость зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели. Потолки, оконные проёмы и рамы должны быть окрашены в белый цвет, панели — в светло-серый, светло-бежевый, светло-салатовый, мебель — в светлые тона. Окрашенную поверхность следует делать матовой, чтобы избежать блескости.

Для занятий должно быть отведено место у окна. В пасмурную погоду и в вечернее время следует пользоваться достаточным искусственным освещением — лампой 60 или 100 вт с непрозрачным абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Свет должен быть мягким (матовая лампочка), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.

Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см.

Нужно следить, чтобы текст был достаточно контрастен с фоном — бумагой, на которой он напечатан. Бумага, на которой пишут, должна быть белой, чернила — тёмными, классная доска чистой, чёрной или тёмно-коричневой и матовой, а мел — хорошего качества.

Чрезмерное приближение глаз к книге у школьников может быть обусловлено утомлением мышц шеи и спины, к этому приводит неправильная посадка за партой. Школьная мебель должна соответствовать росту ребёнка. При правильной посадке ноги должны всей ступней быть на полу или подставке, а не висеть. Угол между туловищем и бёдрами, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, предплечья свободно опираются на крышку парты или стола. Тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится на позвоночник. При этом, чтобы не пришлось слишком опускать глаза, нижней крышке парты придаётся наклон в 12-15°, а на столе должна быть подставка для книг.

Очень важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40 минут занятий нужно устраивать 10-минутный отдых. Нельзя приступать к приготовлению домашних занятий после школы. Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций учащихся, тогда как 2 часа отдыха после занятий в школе уменьшают общее утомление, что улучшает и зрительные функции. Не рекомендуется читать и играть лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. Один из частых компонентов режима школьников — просмотры телевизионных передач — создают дополнительную нагрузку. Детям рекомендуется смотреть только специальные детские телевизионные программы, при этом находиться от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. Продолжительность просмотра телепередачи для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста — 1 час, среднего — 1,5 часа, старшеклассников — 2 часа. В соответствии с требованиями санитарных норм и правил, длительность работы с компьютером не должна превышать 7 минут для детей 5 лет, 10 минут — для детей 6 лет, 15 минут — для учащихся начальной школы, 20 минут — для учащихся 5-7 классов, 25 минут — на уроках информатики 8 класса, 40 минут — на уроках информатики 9 класса. У учащихся 10-11 классов допускается работа с компьютером 30 минут на первом сдвоенном уроке и 30 минут на втором уроке с интервалом 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.

В связи с этим необходимо взять себе за правило проводить специальные упражнения, направленные на расслабление глазных мышц. Плотно закрывайте и широко открывайте глаза 6-7 раз с интервалом в 30 секунд. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращайте глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Быстро-быстро моргайте веками в течение 1-2 минут. Закройте веки, а затем массируйте их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты. Упражнения можно выполнять сидя, повторяя каждое 2-3 раза с интервалом 1-2 минуты. Самое главное — заниматься регулярно. Это не займёт у вас много времени.

Инфекционные или соматические заболевания резко ослабляют весь организм ребёнка и неблагоприятно влияют на зрительную систему. Поэтому во время болезни и в период выздоровления нельзя давать ребёнку в кровать книжки, мелкие игрушки.

Летние каникулы дети должны проводить вне города, в хорошо озеленённой местности. На этот период лучше до минимума сократить зрительную работу. Очень полезны занятия физической культурой и спортом, ежедневная утренняя зарядка.

Алина ПАРМОНОВА, врач-офтальмолог Несвижской ЦРБ


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.