Понимать интересы ребят…

Поделитесь с друзьями
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  

Как мы уже сообщали, учитель русского языка и литературы Несвижской гимназии  И.В. Хованская получила в этом году  свидетельство  специального фонда  Президента Республики Беларусь. Её ученики  постоянно входят в число  победителей  и призёров районных, областных и республиканских олимпиад.

В гимназии Инна  Владимировна преподаёт 8 лет. Общий учительский стаж — 19 лет.  До этого работала в Городейской СШ № 1, Несвижской СШ № 4, Квачёвской БШ, СШ № 1 г. Несвижа. В своё время она закончила  Несвижскую первую школу с золотой медалью, филологический факультет  Белгосуниверситета — с красным дипломом.

Мы встретились с Инной Владимировной накануне её  профессионального праздника.

— Инна Владимировна, что привело Вас в профессию учителя?

— Сначала, наверно, обычное  детское увлечение, игра, когда делаешь уроки, заводишь тетрадочки, начинаешь  вызывать всех и за всех отвечаешь, всем выставляешь  оценки. Что я буду учителем, мне казалось  изначально. Сложности были с выбором предмета, потому что  все они мне нравились в  одинаковой степени и тяжело было  выбрать между  химией, биологией, математикой или  русским  языком. Тем более, что нас  учили замечательные педагоги: Ефросинья Васильевна Дорохович, Ядвига Антоновна Базан, Владислава  Казимировна Курбыкова, Клавдия  Денисовна Лосева.  Но поскольку читать мне нравилось всегда,  на выбор предмета — русского языка и литературы — это и повлияло, во-первых, а потом — и сама учительница, Клавдия Денисовна. На моём школьном пути было  много олимпиад, по разным предметам, но наиболее действенным оказался  успех на олимпиаде  по русскому, а это уже шанс поступить на филфак. Поэтому выбор был  сделан благодаря Клавдии Денисовне Лосевой.  Это моя любимая учительница. Мы общаемся с ней и теперь.  Может быть, не так часто, как  хотелось бы… Но не всегда получается. Пусть она меня  простит…

— И когда Вы поняли, что сделали правильный выбор?

— После окончания БГУ, год  проработав в школе, я поступила ещё  на специальность  «философия и  культурология». Тоже интересно было учиться — это направление близко мне. Появились новые  предложения по дальнейшей моей деятельности, но появилась семья, дети.  А это очень важно в жизни. Поэтому  я выбрала школу и семью. И не жалею,  потому что в школе мне нравится работать.

Нравился всегда сам процесс обучения: учиться, учиться, как  можно больше познавать и узнавать.  Мне даже кажется, что  учиться самому гораздо интереснее, чем учить других.

Если бы предложили поменять профессию — то ответила бы «нет». Это уже — моё!

— Помните свой первый самостоятельный рабочий день?

— Больше всего пугало, как меня примут дети. Характер у меня спокойный, замкнутый. А дети, думала,  шумные, не воспримут молодого педагога. Ноги буквально  подкашивались:  ведь это уже не практика, со мной не будет учителя, который  исправит мои ошибки,  утихомирит  класс. К первому уроку готовилась, наверно, неделю. Хотелось хоть чем-нибудь  удивить детей. И вроде бы  получилось. Зашла в класс,  закрыла дверь — и все страхи  остались за ней. А я лицом к лицу осталась с  восьмиклассниками. Согласно учебному плану, мы приступили к изучению «Слова о полку Игореве». Я читала им отрывок из поэмы… На древнерусском языке. Слушали…

— Общность духовная  учителя и класса — она есть?

— Встречаются разные  моменты. Не всех заразишь любовью к литературе, к книге. Особенно современных детей, когда у них  вон сколько разных приоритетов. Но конфликтов у нас не было. Стараемся понимать друг друга. Нужно понимать и принимать интересы, увлечения ребят.  Не только их подтягивать до своего уровня, но и самой тянуться  до их уровня. Ведь каждый  ребёнок — личность!

— Назовите, пожалуйста, своих единомышленников в любви к литературе в ученической среде.

— Помнится Данилова Света. Она замечательно читала. Книжки  тоже надо уметь читать.  Одно дело, когда ребёнок  читает и просто пересказывает, другое дело — как эта девочка понимает и чувствует  произведения. Она писала стихи, красивые и совершенные. Её сочинения по литературе были написаны  тоже стихами. Больше всего запомнилось  сочинение по роману  «Евгений Онегин». Написано  онегинской  строфой, с соблюдением ритма, рифмы и с пониманием  главной идеи.

Яркой девочкой была Женя Потапова. Её стихи  своеобразные, индивидуальные. Она поражала глубиной понимания произведений.

Из нынешних моих учеников-одиннадцатиклассников — Ирина Жерко. Она не только  олимпиадница. Она тоже  пишет стихи — это ещё одна грань её таланта. Такими учениками,  как Ирина, учитель  гордится.

Иногда дети открываются  с совершенно неожиданной стороны: бывает,  ребёнок такой прагматик, математик, а потом узнаёшь — пишет стихи. Как, например, Максим Стельмах, Алексей Бобко.

Кажется, мальчики далеки от поэзии, а стихи интересные, своеобразные. Из восьмиклассников  хорошо чувствуют, воспринимают слог Аня Редуто и Нила Любанец.

— Кто Ваш любимый литературный герой?

— Можно многих назвать, но  возьму более  современную литературу. Это главный герой романа Чингиза  Айтматова  «Плаха» Авдий Каллистратов. Мне близки его поиски самого себя, поиски нового Бога и  способа спасения мира. А из женских героинь до сих пор  идеалом остаются  тургеневские девушки, романтичные  натуры, любящие  уединение.

— А что сегодня Вы читаете?

— Сейчас мы, опять-таки с Ириной  Жерко, пытаемся  заниматься  современной литературой, изучать её новинки. А это литература поставангардная, которая не затрагивает сердца — она затрагивает ум. Её интересно  читать как логические загадки  для ума. Здесь у нас — российская писательница Татьяна Толстая. А также  новый автор — преподаватель Белгосуниверситета Анатолий Николаевич Андреев. Прочитали его романы  и остановились на последнем — «Отчуждение».

— Полемика на уроках часто идёт?

— Часто. У каждого — своё мнение. И ничего страшного, если каждый  останется при своём мнении. В споре рождается, во-первых , хоть какая-то истина, а во-вторых, пусть лучше спорят, чем остаются равнодушными. Хуже, когда  ребёнок сидит  полусонный на уроке, мол, только меня не  трогайте, мне это неинтересно.

— Вы натура романтичная,  поэтичная. Скажите, в радуге  какой цвет Вам больше по душе?

— Голубой.  Это цвет неба, лёгкости, надежды…

— Что бы Вы хотели пожелать  ребятам, которые, возможно, выберут в будущем для себя путь учителя?

— К сожалению, его сейчас так редко выбирают, потому что труд учителя непростой. Тем, кто всё-таки ступит на эту нелёгкую стезю, хочу пожелать: не разочароваться в своей работе,  обязательно любить детей,  стараться понимать их. Терпенья всем, целеустремлённости. Профессия педагога постоянно зовёт  к росту. Учителя не могут  останавливаться на достигнутом, они  постоянно будут  совершенствоваться. И если хочешь расти  вместе с детьми, да ещё и не стареть, потому что  постоянно находишься рядом с ними, то можно смело  выбирать профессию учителя.

Беседовала Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ

Фото Светланы ПОЛЬСКОЙ


Поделитесь с друзьями
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.