В Беларуси акценты в стимулировании рождаемости смещаются на рождение двоих и более детей

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В Беларуси акценты в сфере стимулирования рождаемости смещаются в сторону семей, которые хотят иметь более одного ребенка. Об этом заявила заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Марина Артеменко сегодня на экспертно-медийном семинаре в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.

Тема семинара — «Формирование и реализация механизма семейного (материнского) капитала в системе мер экономической поддержки семей с детьми в государствах — участниках Союзного государства». Он проводится при поддержке Постоянного комитета Союзного государства с участием представителей органов государственного управления и организаций Беларуси и России, СМИ.

«Несмотря на рост вторых и третьих рождений в семьях, превалирующее число семей (66,5%) ограничиваются только одним ребенком, двоих детей имеют 28,3% семей, троих и более — около 5%, — сказала Марина Артеменко. — Вместе с тем социологические опросы по вопросам планирования семьи показывают, что большинство респондентов (почти 60%) хотели бы иметь двоих детей, 22% — троих и более, и только 13% — одного ребенка. С учетом этого акценты в сфере стимулирования рождаемости смещаются в сторону семей, которые хотят иметь более одного ребенка. Если семья при рождении второго, третьего ребенка сможет сохранить привычный образ и уровень жизни, то это будет лучшим стимулом к увеличению состава семей. Поэтому сегодня востребованы новые меры и формы поддержки семьи — от совершенствования системы государственных пособий до развития услуг по уходу за детьми».

Представитель министерства напомнила, что 8 октября принят в первом чтении законопроект «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В соответствии с ним механизм расчета ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет увязан со средней заработной платой по стране и дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье. «При принятии такого решения мы учитывали как российский, так и международный опыт, — подчеркнула Марина Артеменко. — Вместе с тем наш подход существенно отличается тем, что размеры пособия не зависят от уплаты матерью обязательных страховых взносов и будут одинаковыми как для работающих, так и неработающих родителей. Увязка пособия с доходами населения позволит увеличить его размер и обеспечить планомерный рост пособия одновременно с повышением заработной платы».

Законопроектом предусмотрены и другие новации. Так, с целью передачи полномочий по оказанию социальной помощи малообеспеченным семьям в систему адресной социальной помощи исключается назначение и выплата пособий на детей старше 3 лет с учетом доходов семьи. Вносятся существенные изменения, направленные на усиление соцзащиты семей, воспитывающих детей-инвалидов. В частности, на период медицинской реабилитации ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет родителю будет назначаться пособие по временной нетрудоспособности (сейчас такое пособие назначается только на период санаторно-курортного лечения). Расширен круг получателей пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Право на данный вид пособия дополнительно будет предоставлено лицам, находящимся в академическом отпуске, а также получателям пенсий по инвалидности.

Принятие этого закона позволит усилить адресность и эффективность в оказании государственной поддержки семьи, считает заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты.

По ее мнению, принципиально важным направлением господдержки является развитие программ соцобслуживания семей с детьми, создание нормативной правовой базы для их реализации. В соответствии с принятым в текущем году законом по вопросам социального обслуживания предусматривается развитие программ соцобслуживания семьи, служб ухода за детьми, оказание помощи родителям в воспитании детей.

Спектр услуг, оказываемых территориальными центрами соцобслуживания населения и центрами соцобслуживания семьи и детей, будет расширяться. Так, неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, будут предоставляться кратковременные услуги няни. Получит развитие система уходу за детьми-инвалидами (так называемые услуги социальной передышки) — освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для решения семейно-бытовых вопросов. Кстати, в системе Минтруда и соцзащиты такие услуги уже предоставляются на базе домов-интернатов для детей-инвалидов. Востребованным в современных условиях также является развитие системы социального патроната семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Помимо традиционных мер социально-экономической поддержки семьи, в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрены такие новации, как развитие системы льготного кредитования супружеских пар, страдающих бесплодием, для проведения экстракорпорального оплодотворения; освобождение от призыва на военную службу, службу в резерве отцов, воспитывающих троих и более детей.

Изучение вопроса о возможности введения семейного капитала также стоит на повестке дня, добавила Марина Артеменко. Она выразила уверенность, что демографическая политика стран — участников Союзного государства, направленная на всестороннюю поддержку семьи, материнства, детства, будет способствовать дальнейшему повышению рождаемости, укреплению статуса семьи в обществе и в целом улучшению демографических характеристик населения в Беларуси и России.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.