Читателя растим в семье

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Что читает молодое поколение? И читает ли вообще? Многим кажется, что книга уходит в прошлое, а современные мальчики и девочки читают в основном в рамках школьной программы. Библиотеки ощутили на себе влияние компьютеров  и интернета, которые позволяют человеку пользоваться информационными ресурсами, не выходя из дома.

В стране этот год объявлен Годом книги, что свидельствует о внимании государства к библиотекам и проблеме чтения.

На протяжении всей школьной жизни рядом с нашими детьми так или иначе находятся книги. Будь то школьные учебники, справочная литература или художественные произведения.

Лично я ничего не имею против компьютера и электронных книг. Это реальность нашей жизни. Это оперативный поиск информации, общение в реальном времени, возможность дистанционного обучения.

Уже в нескольких школах Беларуси идёт проект «Один ученик, один компьютер». Есть минусы и плюсы. Учителя отнеслись к этому ноу-хау с меньшим энтузиазмом. Рассказывают, что ребята «плывут» по тексту: не ориентируются, где завязка, а где развязка. Пропадает часть впечатлений, а вместе с ними и часть информации. Учителя говорят: «Видно, что прочли, причём быстро, «по диагонали». Те, кто читал обычную книгу, имели оценки 9-10 баллов, кто с «читалки» – 6-7.

Есть мудрая народная пословица: «Испокон века книга растит человека». Компьютер – отличный носитель информации, но это запрограммированная машина. Он не заменит книги с их неповторимым запахом и возможностью перелистывать страницы. Но, как отмечают психологи              и педагоги, даже электронная книга едва ли заинтересует того, кто не любит читать.

Чтение развивает у человека творческое мышление, на которое не способна ни одна самая интеллектуальная машина. Одну и ту же книгу можно читать несколько раз и это будет другая книга, потому что со временем, с возрастом события воспринимаются иначе.

Современные учёные проводят исследования, чтобы разобраться, действительно ли так полезно чтение. Выяснилось, что мозговая деятельность людей во время просмотра телевизора и во время чтения книг сильно отличается. Во время чтения особенно напряжённо работают участки коры головного мозга, которые отвечают за зрительное восприятие и воображение. А если работают – значит, развиваются. Наконец, человек, который много читает, гораздо грамотнее пишет и излагает мысли вслух.

Научить любить книги можно только личным примером. Как же заинтересовать детей? Есть несколько простых правил:

– с выражением читайте ребёнку с раннего детства, рассказывайте сказки. Спокойный, негромкий голос и ритм чтения помогают детям успокоиться, освободиться от разных стрессов на теплых родительских коленях; книга прививает навык слушания;

– когда ребёнок научился читать, он должен получать удовольствие от общения с книгой. Не нужно заставлять читать насильно. Чтение может длиться от 10 до 30 минут;

– превратите чтение в традицию, если нет времени, читайте полстранички, но каждый день;

– читайте сами, это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда;

– если сын увлекается футболом, подарите книгу о знаменитых футболистах; дочке, которая любит животных, – сказку об этих животных;

– в комнате у ребёнка сделайте маленькую библиотечку. Это может быть небольшая палочка, но книги должны быть красочными и соответствовать возрасту, расположите её так, чтобы вашему ребёнку удобно было брать и класть книги на место;

– обсуждайте с ребёнком прочитанное, задавайте вопросы, отвечайте, когда спрашивает он;

– если у ваших детей не сформировалась привычка читать – договаривайтесь с ними о том, сколько он читает из обязательного и внеклассного чтения, а вечером пусть перескажет прочитанное. Это лучше делать до 10-12 лет;

–  с подросшим ребёнком можно читать книгу по очереди или по ролям;

– сделайте семейными «посиделки» с любимой книгой. Берите ребёнка с собой в книжный магазин, пусть сам выберет, что читать;

– нельзя, чтобы у детей от обучения чтению осталось ощущение тяжёлой работы. Книга должна приносить радость;

– не считайте, что все необходимые книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. Вашего ребёнка может просто вдохновлять пример других читающих детей. Пусть он посмотрит, как много детей ходит в библиотеку! Здесь можно пообщаться, посмотреть, полистать книги, можно прочитать самому. Это важно, потому что дети воспитываются на подражании.

Дорогие родители! Только вместе с вами библиотекари смогут научить читать и любить книгу современное поколение. Еще в XVII веке английская писательница Мари Монтегю сказала: «Нет развлечения дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного». И ведь правда! Читать можно всю жизнь. Главное – научиться любить книгу.

Татьяна НИКИТИНА, заведующая Городейской  горпоселковой библиотекой-филиалом  № 2


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.