Делопроизводство по обращениям граждан

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Право граждан на обращение в государственные органы, а также в другие организации является важным средством осуществления и охраны прав личности. Свои обращения граждане вправе выражать как в устной, письменной, так и в электронной форме.

В настоящее время порядок обращения граждан в государственный орган либо иную организацию, а также процедура их рассмотрения регулируется Законом Республики Беларусь от  18 июля 2011 года №300-з  «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Уже из названия Закона, регулирующего порядок подачи и рассмотрения обращений, видно, что он регулирует  права и обязанности в сфере подачи и рассмотрения обращений не только граждан, но и юридических лиц.

По сравнению с действовавшим ранее Законом «Об обращениях граждан» в действующем Законе введены новые термины. Так, если ранее обращение могло быть изложено только в устной или письменной форме, то в Законе закреплена возможность и электронной формы изложения обращения.

Электронное обращение — это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. В соответствии со ст. 25 Закона, электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Электронные обращения, поступившие в иные организации, рассматриваются по решению руководителя организации в определяемом им порядке.

Электронные обращения направляются в государственные органы и иные государственные организации посредством глобальной компьютерной сети Интернет на адрес их электронной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет в соответствии с установленными законодательством требованиями к содержанию соответствующих сайтов.

Электронные обращения должны быть изложены на русском или белорусском языке. Если такое обращение подает гражданин, то он должен указать наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы, адрес места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы); изложение сути обращения; личную подпись гражданина (граждан).

При направлении электронного обращения юридическим лицом оно должно содержать наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; полное наименование юридического лица и его место нахождения; изложение сути обращения; фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения; личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица. Также такие обращения должны содержать адрес электронной почты заявителя. Электронное обращение возможно отозвать путем подачи заявителем письменного заявления либо направления заявления в электронной форме.

В главе 1 Закона устанавливаются права и обязанности заявителей. Так, в статье 3 Закона закреплено право заявителей на обращение в том числе путем подачи электронного обращения, а также путем внесения подачи замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (за исключением юридических лиц).

Законом расширены права заявителей. Закреплено право заявителей представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Согласно статье 8 Закона заявители обязаны соблюдать требования Закона,  вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений, свое-временно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения, исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.

Что касается требований, предъявляемых к обращениям, то в статье 12 Закона отдельно прописаны требования, предъявляемые к обращениям юридических лиц, а также устанавливается, что текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Законом детально прописана процедура рассмотрения обращений по существу. Обращения считаются рассмотренными по существу, если все изложенные в них вопросы решены, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.

Статьей 14 Закона прописан случай, когда письменные ответы могут не направляться заявителям: если для решения изложенных в обращении вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии заявителей. При этом результат рассмотрения обращения оформляется соответствующей записью заявителей на обращении либо в книге замечаний и предложений, заверяемой подписями заявителей, или составлением отдельного документа, подтверждающего совершение этих действий.

Ответы на обращения не направляются, если в обращении отсутствуют какие-либо рекомендации, требования, ходатайства, сообщения о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности.

Законом установлено право должностного лица оставить без рассмотрения по существу устное обращение заявителя. Это возможно в случае, если не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей, обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием, заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена, заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

При этом решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Алексей МАКАСЬ, консультант суда Несвижского района


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.