Предотвращение конфликтов в коллективе

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. В зависимости от источников и носителей конфликта выделяют: социальные, психологические и организационные  (управленческие). По длительности протекания различают кратковременные, которые быстро распознаются и разрешаются; и долговременные конфликты, влекущие глубокие нравственно-психологические травмы людей. По направленности действий выделяют вертикальные конфликты между руководителем и подчиненными и горизонтальные — между работниками одного уровня. По степени открытости существуют открытые конфликты, когда ярко выражены внешне агрессивные действия, такие, как споры, ссоры, драки, а также закрытые, когда используются косвенные методы. По способу разрешения различают конструктивные и деструктивные конфликты. Негативное значение для коллектива, организации имеют деструктивные конфликты, они  часто несут разрушительные действия и резко снижают эффективность работы и психологический климат в коллективе.

Причин, вызывающих конфликты, множество. Это информационные, поведенческие, факторы отношений, ценностные и структурные и др. Перечислить все причины возникновения конфликта невозможно, но в целом он вызывается тремя группами причин: обусловленные трудовыми процессами, психологическими особенностями человече-ских взаимоотношений и личностным своеобразием, (например, неумением контролировать свое поведение), эмоциональные реакции (агрессивность, некоммуникабельность, бестактность).

Для предупреждения негативных последствий конфликтов необходимо вовремя распознать конфликтную ситуацию и недопускать их в коллективе.

Во-первых, для предотвращения конфликтов важно создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Неблагоприятный психологический климат в коллективе нередко служит  снижением эффективности труда, не говоря уже о стрессах, эмоциональных срывах и неконструктивном поведении работников. Для формирования благоприятного морально-психологического климата важна правильная кадровая политика, то есть подбор и расстановка кадров с учетом не только профессиональных, но и психологических качеств. Для предотвращения социально-психологической напряженности  необходимо еще на стадии подбора кадров осуществлять отсев кандидатов, чьё поведение может впоследствии вызвать возникновение конфликтов в коллективе.

В связи с этим  необходимо знать основные признаки конфликтной личности — это неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, стремление доминировать, во что бы то ни стало, излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях, тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.

Во-вторых, необходимо обеспечить соответствующий ожиданиям работников уровень заработной платы, необходимые благоприятные возможности карьерного и профессионального роста, уменьшение зависимости работника от руководителя, поощрение инициативы, справедливое и гласное распределение нагрузки, материальных благ между подчиненными, создание благоприятных условий на рабочем месте.

Важным фактором профилактики конфликтов является зрелость коллектива, которая проявляется умением видеть положительные стороны друг друга, в терпимости к трудным чертам характера, умение сознательно сглаживать неизбежно возникающие напряженные ситуации.

Немаловажную роль в предотвращении конфликтов в коллективе играет стиль руководства и индивидуальные качества руководителя. К числу важных качеств относятся аналитические способности, готовность принимать решение, высокая стрессоустойчивость, самоконтроль и умение правильно строить отношения с окружающими, налаживать контакт с сотрудниками, который может способствовать уточнению понимания ситуации, мотивов, вскрытию страхов, недоразумений и предубеждений или улучшению условий труда.

Важнейшим фактором, который  может предотвратить конфликт, является авторитет руководителя — залог стабильных отношений в коллективе. Принятие обоснованных управленческих решений — важнейшее условие предупреждения конфликтов всех уровней.

Иван МАКСИМЧИК, врач-психиатр УЗ «Несвижская ЦРБ»


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.