Роль Церкви в воспитании детей

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.

Пс. 126, 3

Крещение Руси в 988 году явилось судьбоносным для формирования всей нашей культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру и к ближнему. Уже более 1000 лет православное мировоззрение и христианские ценности пронизывают всю историю нашего народа, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Опора на устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению страны — основа духовно-нравственного воспитания.

Русская Православная Церковь является хранительницей духовных ценностей, именно в этом заключается её социально-историческое значение. И хотя Церковь отделена от государства, она, тем не менее, играет серьёзную роль в общественно-политической жизни страны. Государство опирается на ценности христианской традиции. Именно Церковь на примере жития святых и великих просветителей способна продемонстрировать молодому поколению вечные ценности и развенчать ложные идеалы, не имеющие под собой никакой нравственной основы.

На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитание педагогическое обязательно должно опираться на веру. В условиях современной жизни для родителей обычно остается мало возможностей влиять на светское образование детей. А еще меньше возможностей у родителей дополнить светское образование духовным: изучать Священное Писание, историю Церкви, жития святых отцов, богослужения — путем соответствующего чтения и бесед с детьми. Поэтому в помощь родителям и для морально-духовного воспитания подростков в 2004 году в Несвижской центральной районной библиотеке был создан клуб «Ноев ковчег».

Для духовного развития наших детей нужна среда, которая просвещала бы их светом истины и формировала их души. С кем поведешься, от того и наберешься — гласит народная мудрость. «Если хочешь быть благочестивым, — говорят святые отцы, — то найди человека, боящегося Бога и служащего Ему всей душой, и живи с ним».

Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский пишет:

«У ребенка на всю жизнь остаются воспоминания о тех мирных, сияющих торжествах, о тех, то грустных, то торжественных мотивах, которые предлагает Православная Церковь в дни великих праздников.

Для ребенка светлый праздник Пасхи и весна, Рождество и зимний пейзаж, «Спас» и спелые плоды, Троица и зеленые березки — всё это сливается в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.

Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными обычаями — вот три элемента, озаряющие в памяти ребенка каждый праздник.

Обряды Православной Церкви имеют великое воспитательное влияние уже и потому, что они сами собою, без посредствующих объяснений, обнимают детскую душу святым религиозным чувством, настраивающим ее на возвышенный торжественный лад».

Как преподаватель Воскресной школы, я стремлюсь к тому, чтобы в сознании каждого ребенка  утверждалась  вера в нравственные святыни нашего народа и Отечества, потому что ни во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым. Главное, воспитать детей  так, чтобы они смотрели на мир  добрыми глазами, умели беречь жизнь во всех ее проявлениях. Роль учителя как воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать ошибку, безнравственность того или иного поступка.  На мой взгляд, духовность — это красота внутреннего мира человека. Светское воспитание в основном нацелено на то, как человек будет выглядеть в обществе, какое место в нем займет, какую карьеру сделает, какой у него будет дом, машина и многое другое. Духовность и нравственность так формироваться не могут. Они как производные от внутренних устремлений и личных усилий произрастают изнутри, соединяют человека с его истоками, давая ему жизненную опору. Без духовности и нравственности уходит из жизни человечность, а без нее человек становится зверем.

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания подростков очевидна. Современные представления старше-классников о некоторых вещах удивляют, а иногда даже шокируют (разводы, аборты, пьянство, наркомания  воспринимаются как норма жизни, от которой никуда не деться). Души некоторых современных подростков разорены, опустошены и извращены. И только тогда, когда будет даваться определенное духовное воспитание, можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников. А для этого должны объединиться усилия церкви, государства и семьи. Говоря о воспитании, К.Д. Ушинский утверждал, что христианское учение должно пронизывать всё воздействие на ученика в школе: «Как только мы захотим отделить непереходимой гранью преподавание закона Божия от преподавания других предметов, то хотя преподавание других предметов и останется, но воспитание исчезнет» ( Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. Т. 2. С. 452 (655 с.)).

И чем бы ни занимались дети — наукой, техникой, искусством — родители, педагоги, воспитатели должны не забывать о их духовно-нравственном развитии.

Тихо и на первый взгляд незаметно несет свою миссию клуб духовного воспитания подростков «Ноев ковчег», осуществляя помощь обществу, укрепляя основы семьи, защищая нравственность и общечеловеческие ценности. У нашего Отечества есть будущее, потому что сегодня мы помним его историю и культуру, обращаемся к истокам, которые неразрывно связаны с православной верой. Хотелось бы закончить стихотворением «Смотря на детей…» поэта А. Солодовникова, в котором очень доступно автор раскрыл нам необходимость духовного воспитания детей:

Смотря на детей…

Мальчик мой милый

в коротких штанишках,

Я ухожу, а ты остаешься.

И будут твердить тебе устно

и в книжках,

Что ты перестройки

всемирной добьешься,

Что ты полетишь на другие планеты,

Поставишь на службу

расщепленный атом,

У космоса новые вырвешь секреты

И сделаешь мир бесконечно богатым,

Что ты чудодействием

техники брызнешь

На всё, что подвержено смерти и горю,

И люди придут к ослепительной жизни

Не где-то, когда-то, но близко и вскоре.

Мой милый, мой бедный

доверчивый мальчик,

Всё это — игрушки,

твое обольщенье.

Чем дольше играешь,

тем дальше и дальше

Отводится час твоего просветленья.

Но смерть приведет этот час за собою.

Поймешь ты — да поздно,

уж силы иссякли, —

Что целую жизнь

ты напрасно построил —

Удобное кресло к финалу спектакля,

Что путь твой был предков

извечной тропинкой,

Что двигался, дедов

своих не догнав, ты,

Хотя они шли в большинстве

по-старинке,

А ты пролетел в корабле астронавта.

И вот уже смерти все сущие двери.

Войдешь в них и ты

со всемирным теченьем

И скажешь: «Зачем я, зачем я не верил,

Что жизнь — это

к Вечности приготовленье?

Зачем не собрал я богатство другое —

Сокровища сердца? Они б не иссякли…

Ведь целую жизнь

я бессмысленно строил

Удобное кресло к финалу спектакля».

Татьяна КОЛЕСНИК, преподаватель воскресной школы при храме Космы и Демьяна д. Снов


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.