Ребенок идет в первый класс

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

post8299

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения меняет образ жизни детей. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.     В этот период жизни, в 6 — 7 лет,  меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.  Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, стал школьником.

На данном этапе в жизни ребенка неоценимая роль принадлежит родителям первоклассников. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Новые правила

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей  нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируя на замечания учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение становится «правильным». Третья группа — дети, у которых период адаптации растягивается на весь учебный год.

Как определить, что период адаптации проходит успешно

Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов, легко справляется со школьной программой, соблюдает школьные правила, удовлетворен межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

При нарушении привыкания к условиям школьного обучения, т.е. адаптации,  возникает дезадаптация. Если в этот период ребенку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребенка может возникнуть школьный невроз. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния:

— усталый, утомленный внешний вид ребенка;

— нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

— жалобы на те или иные события, связанные со школой;

— нарушения во взаимоотношениях со сверстниками;

— снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

Как родители могут помочь ребенку счастливо преодолеть период школьной адаптации, не утратить интерес к учебе

    Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

    Не пугайте его трудностями и неудачами в школе.

    Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос «Как зовут твою маму?»  отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

    Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне?..» должны войти в речь ребенка до школы. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды, превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

    Ежедневно интересуйтесь школьными делами сына или дочери, радуйтесь даже небольшим успехам. Всегда найдите то, за что можно похвалить их (пусть это будет одна красивая буква во всей работе — найдите и отметьте ее).

    Верьте, что у вашего школьника всё получится и передавайте эту убежденность ему. Не стоит пугаться ошибок ребенка, особенно на первых годах обучения. Ошибки обязательно будут, их надо учиться преодолевать.

    С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.  В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Оксана Яроцкая, педагог-психолог ГУО «Несвижская гимназия»                               


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.