Несвиж—Париж: диалог культур

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Очертания вечернего дворца и лик Барбары, ночные фонари и дамы, приехавшие на бал  в Несвижский замок со своими кавалерами — новые сюжеты, которые явились перед зрителем во время музыкально-литературного художественного  перфоманса

Очертания вечернего дворца и лик Барбары, ночные фонари и дамы, приехавшие на бал в Несвижский замок со своими кавалерами — новые сюжеты, которые явились перед зрителем во время музыкально-литературного художественного перфоманса

Как ранее сообщала «НН», в большом выставочном зале Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» работает выставка «Падарожжа з Парыжу ў Нясвiж» белорусской художницы Ирины Котовой. В открытии выставки приняли участие директор ГУ «НИКМЗ «Несвиж» Сергей Климов, первый советник Посольства Франции в Беларуси  мадам Лиз Тальбо Барре,  советник по вопросам ЮНЕСКО Посольства Республики Беларусь во Франции Илона Юревич, бывший посол Республики Беларусь во Франции  (представитель Научно-производственного ООО «ОКБ ТСП») Александр  Павловский,  кандидат искусствоведения, профессор Белорусской государственной академии искусств Евгений Шунейко.

Во время открытия выставки

Во время открытия выставки

Организаторами проекта выступили Министерство культуры Республики Беларусь, Посольство Республики Беларусь во Франции и Посольство Французской Республики в Беларуси.

В экспозиции представлено более шестидесяти произведений. Работы, выполненные преимущественно в технике пастели, раскрывают название выставки, позволяя зрителю совершить художественное путешествие из столицы Франции в культурную столицу Беларуси — старинный Несвиж. Четырнадцать картин, посвященных возрождённой резиденции знаменитого рода Радзивиллов, были написаны Ириной Котовой  непосредственно в Несвиже. Экспонируются  они впервые.

Во время открытия выставки вниманию зрителей был представлен музыкально-литературно-художественный перформанс, в котором приняли участие сама художница, французский писатель и публицист, православный священник, клирик храма преподобного Серафима Саровского в Париже отец Кристоф Левалуа, а также музыканты Галина Матюкова (флейта-траверсо) и Дмитрий Зубов (клавесин).

Звуки клавесина и флейты,  проникая сквозь шелк дворцовых занавесей, уносились в парк вместе с образами картин, рождавшихся под рукой  художницы Ирины Котовой, и лёгким  ветерком разносились по  уголкам Несвижского парка…

Звуки клавесина и флейты, проникая сквозь шелк дворцовых занавесей, уносились в парк вместе с образами картин, рождавшихся под рукой художницы Ирины Котовой, и лёгким ветерком разносились по уголкам Несвижского парка…

«Несвижский дворец. Вечернее отражение» и «Вид постройки  Несвижского дворца с западного  бастиона», «Вид на озеро Дикое с оборонительных валов  Несвижского дворца» и «Несвиж. Ратуша. Праздник города», «Коллекционный кабинет Несвижского дворца. Интерьер с  секретом» и «Спальня  княгини в Несвижском дворце» — эти и многие другие работы родились под кистью художницы совсем недавно и уже  представлены на суд зрителя.

Французские литературные произведения, звучавшие из уст Кристофа Левалуа, общавшегося с  залом, сменялись  русским прочтением Наталии Марцинкевич

Французские литературные произведения, звучавшие из уст Кристофа Левалуа, общавшегося с залом, сменялись русским прочтением Наталии Марцинкевич

В 2013 году во время встречи в Белорусском  Посольстве  в Париже Ирина Котова получила официальное приглашение провести в Национальном историко-культурном музее-заповеднике «Несвиж» творческий проект, который бы укреплял и развивал белорусско-французские творческие связи. И она приняла предложение.

Творческая связь с древним городом Несвижем, культурным историческим центром Беларуси началась у Ирины Котовой с детских лет. Здесь она проводила летнее время у родственников, обогащалась яркими впечатлениями от архитектурной и природной среды, которая в Несвиже создает единое гармоничное целое. Во время учебы на кафедре графики в Белорусской государственной академии искусств Ирина приезжала сюда в конце 1990-х годов на летние пленэрные практики и с увлечением рисовала  архитектурные мотивы с замком Радзивиллов, который тогда,  до начала реставрации, был подвержен разрушительному воздействию времени. Однако, несмотря на временное забвение родового гнезда великих князей земли Белорусской, Ирина всегда сохраняла в своей памяти его неповторимый  и неподвластный времени образный характер. В дальнейшем, именно этот величественный образ легендарного Несвижского замка помогал ей создавать идеи, связанные с художественным проникновением в разные исторические эпохи и мир тонких поэтических чувств.

Белый зал Несвижского дворца. Бумага, пастель

Белый зал Несвижского дворца. Бумага, пастель

В 1998 году Ирина увезла из Несвижа яркие воспоминания  с собой во Францию, где с этого времени начинается её творческий и научный период деятельности, — рассказывает о художнице кандидат искусствоведения, профессор Белорусской государственной академии искусств Евгений Шунейко.

Он с надеждой отмечает, что современный синтез искусств, обогащенный яркими  творческими  связями  с неповторимой исторической средой, послужит развитию современных художественных экспериментов, будет содействовать сохранению ценностей мирового значения и повлечет к  не-ограниченному расширению творче-ских горизонтов, что так  необходимо в наше время, в период глобального диалога культур.

Пророки Моисей и Илья. Бумага, свинцовый карандаш

Пророки Моисей и Илья. Бумага, свинцовый карандаш

Как зарождался талант известной художницы? Этим с нашим читателем  делится её мама, Маргарита Котова.

— Моя девочка в три годика уже рисовала. Любимой ее игрушкой был карандаш. На рисунках белочки и зайчики бежали с ней играть.

Через месяц после того, как я привела  её в первый класс, меня пригласила учительница и настоятельно рекомендовала отдать Ирину в художественную школу. Я так и сделала. Оформление документов о переводе заняло некоторое время,  но к Новому году дочь уже училась в  художественной школе. Через  месяц Ирина догнала программу  сверстников.

Когда на меня во время приёма  с недоумением  смотрело руководство школы, я  не понимала «Почему?». Преподаватели недоумевали, как это ребенка сразу не определили  к ним. Но я и сегодня  уверена — дети все гениальны. Просто каждый по-своему. А со временем таланты ребенка  нужно просто развивать. Это требует от родителей  терпения и времени, но и стоит того. Если бы я когда-то пустила всё на самотек, то сегодня, скорее всего, не было бы такого результата.

Закончив художественную школу, Ирина перешла в лицей без экзаменов. Позже она поняла: то, что она знает и умеет — только дет-ские этапы  — азбука, поэтому нужно шагать дальше. И мы шагали. Все годы я  была с ней. Были сложные  сессии. Были бессонные ночи, когда готовились к просмотру, и в маленьком зале нужно было развесить, а не поместившиеся работы — разложить на полу.  Я всегда ей твердила: «Учитель  всегда прав! Если ты заслужишь пятёрку, значит учитель и поставит пятерку. Если нет — смирись и работай, чтобы получилось лучше.»

Труд, труд и труд — вот что стоит за каждой красиво оформленной выставкой.

Сама Маргарита Ивановна — человек с восторженным и позитивным взглядом на мир, утверждает, что в душе она — художник. Но ни в коем случае не позволяет так себя называть.

— Да, я стараюсь что-то постичь. У меня абсолютно  чёткое видение сочетаний цвета, гармонии. Думаю, это природное, — рассказывает  моя собеседница. — Но я — любитель.

Иногда приходится, как говорится, переворачивать тысячи тонн словесной руды ради единого слова. Так и я ищу нужные цвета, оттенки, чтобы получилась композиция, с которой, как утверждает моя дочь, всегда нужно начинать.

Маргарита Котова — член Белорусского союза мастеров народного творчества. Неоднократно представляла  свои произведения на многочисленных выставках и фестивалях  в Республике Беларусь  и за рубежом.  Среди них — персональные  выставки в Доме дружбы (г. Минск), участие в  международном художественном  салоне во Франции (г. Сартрувилль) и ежегодной международной благотворительной выставке в Минске.

Многое можно было бы рассказать об этой  интересной и талантливой семье, которая живет  своим творчеством и творчеством друг друга.  Их работы нравятся и интересны зрителю. Они умеют дружить десятилетиями, глубоко и бескорыстно. Они живут чувствами, уважая  личное мнение другого и прислушиваясь к нему.

А поближе познакомиться с творчеством белорусской художницы из Франции Ирины Котовой, ощутить гармонию чувств, заключённых в её картинах, вам поможет выставка, расположенная в замке Радзивиллов, которая пользуется особой популярностью у гостей города и  продлится до 21 сентября. Несвиж и Париж в выставочном зале  вновь соединились, благодаря мастерству и огромному таланту, уносящему в мир прекрасного.

Инна ВАСИЛЕВИЧ


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.