Первые шаги… Они были и трудными, и радостными

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

прошлые

(Продолжение. Начало в № 71,73,75).

28 апреля 1941 г. облсовет депутатов  рассматривал вопрос об отводе
участка земли из госфонда для Ганусовской  сельскохозяйственной опытной станции. Было утверждено соответствующее решение исполкома Несвижского райсовета депутатов  от 24 апреля 1941 г. Опытной станции передавался  «участок сенокоса урочища «Заозерье» площадью 7,21 га, в связи  с резко выделяющейся почвенной разностью, что для наблюдения и исследования опытной  станции представляет большой интерес». Передавались также следующие участки земли: Ганусовщина — 290,20 га, Заозерье — 101,70 га, Каролина — 231,12 га (д. 11, л. 374). Ганусовская  опытная станция была создана  в 1928 году. Ее наработки имели большое значение в дальнейшем  ведении земледелия, в повышении урожайности различных сельскохозяйственных культур, в т.ч. сеяных трав. Проводились опыты по использованию удобрений в севообороте, опыты в агротехнике картофеля, гречихи, льна, кукурузы, фасоли, сахарной свеклы.

Интересно прочесть в «районке» о таком направлении в работе  Ганусовщинской опытной станции, как огородничество и оранжерейное хозяйство. «В огороде… посеяны доброкачественные сорта свеклы, моркови, лука, посажены  ранние сорта  картофеля. Ровненькими рядками  растут  малина и смородина.

Но наибольший интерес представляют оранжереи, где агрономом-овощеводом  тов. Глинский», — рассказывает автор заметки С.Кужельный. В одной оранжерее рос  виноград трех сортов — «белый, черный и красный». Для цветников выращивали рассаду астр, гвоздики, шалфея. Здесь же росли лавровые деревья и инжир. В другой оранжерее росли персиковые деревья. В третьей — пальмы, южно-американская елка, фикусовое дерево, 23-летние столетники, южно-африканские кактусы. В центре  богато цвела индийская чайная роза. В четвертой оранжерее — абрикосовые деревья. В пятой выращивалась в массовом масштабе рассада разных овощных культур.  И семена, и рассаду, а также ранние овощи и фрукты, декоративные растения население могло купить здесь для своего  пользования («Чырвоны сцяг», 1 мая 1946 г.).

Было утверждено решение исполкома Несвижского  райсовета депутатов трудящихся от  31 марта 1941 г. об отводе  земли под подсобное хозяйство Фольварковскому торфзаводу  Облместтопа общей площадью 1,86 га из земель госфонда «Каролина». За этим торфзаводом закрепили также  участок торфяного болота «Заозерье» площадью 1 га. Торф в районе являлся основным видом топлива для предприятий, организаций и учреждений. Их работа зависела от обеспечения этим топливом. В 1945 г. на торфзаводе «Каролина» имелись  определенные трудности. Чтобы обеспечить  производство рабочей силой, райком  партии и райисполком  принимали  необходимые меры. Вместе с тем, как отмечала районная газета,  на заводе были и свои  лидеры. Рабочий Г. Холоп выполнял норму выработки на 200-300 %, А. Петкевич — на 200 %. В пример приводились также  рабочие Равгейша и Судник.

Исполком Несвижского районного совета  депутатов  трудящихся   принял  6 июня 1941 г. решение № 158 о постройке скоростным методом новой дороги Несвиж — Бобовня до границы Минской области, протяжением 13,5 км. 12 июня исполком Барановичского  облсовета депутатов  его утвердил.  Было также решено «просить Совнарком  БССР постройку участка дороги протяженностью 6 км от границы Несвижского района Барановичской  области до Бобовни Копыльского района Минской области  поручить  исполкому Минского облсовета  депутатов трудящихся и Главдоруправлению при СНК БССР, так как этот участок работ находится на территории Минской области». Облпотребсоюз был обязан организовать  работу ларьков и обеспечить рабочих, занятых на скоростном строительстве  этой дороги, необходимыми  продуктами питания и промтоварами. Сроком окончания постройки дороги Несвиж-Бобовня установили 1 июля 1941 года. (д. 12, л. 523).

Строительство дорогие крестьяне Несвижчины начали. Но война остановила эту работу. Немцы за  время оккупации разрушили то, что было сделано. И вот в 1946 году жители опять взялись за  строительство. Как сообщает  районная газета, особенно активное участие принимали в нем крестьяне Качановичского и Юшевичского сельсоветов. Каждый день из их деревень на дорогу  выезжало 12-15 конных подвод и выходило до 30 человек («Чырвоны сцяг», 1 сентября 1946 г.).

Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ.

(Продолжение будет).

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.