Первые шаги… Они были и трудными, и радостными
(Окончание. Начало в № 71,73,75,77, 79, 81.)
В сентябре 1945 г. в районе был открыт новый детдом — в Качанович-ском сельсовете, в бывшем панском имении. Место красивое — на возвышенности, среди большого фруктового сада. Заметка в райгазете от 30 сентября рассказывает, что помещение отремонтировано. Комнаты светлые, чистые. Дирекция детдома готовит мебель и постельные принадлежности, одежду и обувь. Первая группа — 14 человек — уже прибыла сюда. Предназначался этот детский дом для ребят школьного возраста.
Большое внимание в районе стало уделяться развитию образования, ликвидации безграмотности населения бывших «крэсаў усходніх» буржуазной Польши. В июле 1940 г. под школы перешли усадьбы былых осадников и панские имения в деревнях Высокая Липа, Крутой Берег, Жанковичи, Каменка, Дубейки. Пункт 14 протокола № 28 от 21 августа 1940 г. заседания Барановичского облисполкома содержит вопрос «Об освобождении от монашек части здания, занимаемого первой Белорусской СШ в гор. Несвиже». Заведующий облоно тов. Савченко докладывал о том, что нормальной работе школы мешает расположение в одном с ней здании монашек, а раньше всё здание принадлежало школе. В связи с этим облисполком постановил национализировать бывшее школьное помещение и передать его Несвижскому районному отделу народного образования для размещения в нем школы. А Несвижскому райисполкому было предложено принять меры к освобождению национализированного помещения до 1 сентября 1940 г. (д.4, л. 105).
В апреле 1941 года исполком Барановичского областного Совета депутатов трудящихся дважды (4 и 28 числа) рассматривал вопросы о выдаче государственного пособия по многодетности. Решения принимались, как говорится в преамбуле к ним, «в соответствии с п. 10 постановления ЦИК и СНК СССР от 27.06.1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Госпособие было утверждено следующим многодетным матерям-жительницам нашего района: Елене Ефимовне Плакса, матери 7 детей, на крайнего ребенка — сына Сергея, 1941 года рождения; Стефаниде Фоминичне Пакида (7 детей) — на сына Александра, 1940 г.р.; Елене Яковлевне Страшко (7 детей) — на сына Витольда, 1940 г.р. (д. 11, л. 13); Елене Михайловне Капуста (7 детей) — на сына Виталия, 1941 г.р.; Антонине Иосифовне Самотыя (8 детей) — на дочь Марию-Тересу, 1938 г.р., и на дочь Ядвигу-Гризельду, 1940 г.р. (д. 11, л. 342 а).
…Шёл 1941-й год. Впереди и матерей, и детей ждали тяжелейшие испытания. Как они их выдержали, как выживали в военное лихолетье, кем стали потом мальчики и девочки — дети войны?
Хотелось бы, чтобы эту тему продолжили на страницах газеты наши читатели. Давайте вместе по крупицам будем составлять историю родного края. Ведь рожденным в 40-м или 41-м сейчас чуть больше семидесяти. Это уважаемые, умудренные жизнью люди, с богатым багажом знаний и воспоминаний. А любой эпизод из прошлого очень ценен…
Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ.