РЕАЛЬНО: БЛИН… КОМОМ

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

комп

— А тибе ни интиресно как я выглежу?

— Мне хватает того, как ты пишешь.

Из общения в соцсетях.

 

Ежедневно мы слышим оскорбления и брань в чужой или свой адрес (приведу относительно «безобидные»: идиот,  дрянь, дурак, урод, подлец, сволочь,  ублюдок, дерьмо, придурок, козел, гнида, быдло и т.п.) К сожалению,  даже такие «характеристики» способны надолго испортить наше настроение, глубоко обидеть человека. Обидно, но подобное  поведение  грубияна, сквернослова, хама даже не всегда подлежит   моральному осуждению как нарушение принятых  норм речевого этикета и  норм  поведения в общественных местах. А ведь жестокое оскорбительное слово можно сравнить  с едкой ржавчиной, которая целенаправленно  разъедает  нервную систему человека…

Народная мудрость гласит: заговори, чтобы я тебя увидел… Да,   язык — великое богатство, данное нам для общения. Это одежда наших мыслей.   И ни в коем случае нельзя эту одежду осквернять!  Ведь совсем не случайно великий Лев Толстой утверждал: «Обращаться с языком кое-как — значит,  и мыслить кое-как».

В наши дни    не только филологи, философы,  психологи,  педагоги,  но и просто неравнодушные люди  чрезвычайно  обеспокоены культурой речи, которая в  обществе заняла место  нелюбимой падчерицы.  Да что там греха таить —  иные «мастера»  нынче   ежеминутно, ежесекундно разговаривают, используя ненормативную лексику. Такие «носители» языка не понимают, что одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

Среди нас много  людей, иронически или даже скептически относящихся не только к культуре речи, но и к  культуре вообще.  Они нередко утверждают, что  хорошему специалисту  вовсе не обязательно считаться с подобными мелочами… Многие почему-то забыли, что именно вежливость и благожелательность — основа культуры речевого поведения. А невежливость — это слишком серьезная болезнь современности, которую лечить  необходимо кардинально.

Кстати, в Японии с раннего детства девочку приучают даже спать с улыбкой, с приятной мимикой…  Об этом же  пишет  и Виктор Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, ноги — ходить, рот — поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Соблюдение правил культуры речи должно  опираться на естественность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворство, лицемерие.  Тактичность, руководимая чувствами и разумом, безусловно,  проявляется не только  в поступках, но и в словах. И не секрет, что самая содержательная беседа многое теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения  режут слух. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет  слова-паразиты: «блин», «короче»,  «понимаешь», «вот», «между прочим», «реально», «как-то так»,  «как бы», «супер», «четкий чел», «няшка» и т.п.  Убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». А восклицание «вау!» уже стало всеобъемлющим словом-оценкой для многих молодых людей.

Интернет вытесняет книгу. И современные педагоги уже столкнулись  с такой проблемой, как неумение школьников высказывать свои мысли полными предложениями. Поколение, выросшее на sms и общении в социальных сетях, пренебрегающее чтением художественных произведений, пишущее вместо сочинений тесты,  зачастую обладает умением только фрагментарно обозначать то, что необходимо донести до собеседника. У многих детей своеобразная речь-пунктир.

Безусловно, можно понять, что и  ритм нашей повседневной жизни стал чересчур скоростным, что  многие считают необязательным обращать внимание на то, как они   разговаривают.   Но всё же хочется напомнить, что нужно стараться вести беседу ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Иностранные модные слова и выражения можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение.

Мобильный телефон стал уже своеобразным наркотиком не только для молодежи, но и для людей постарше. Бесцельная болтовня  сопровождает нас повсюду.  Вот мы едем в общественном транспорте, который, особенно в час пик, по-особому сближает соотечественников. Пассажир, увлеченный обсуждением семейных или профессиональных проблем,  не осознает, что он невольно привлекает внимание окружающих, а иногда просто вызывает смех или  раздражение.

За своей речью нужно следить. Так, предлагая человеку в транспорте сесть, укажите  ему  на место и скажите: «Пожалуйста, садитесь!» Часто нам  приходится наблюдать, как кто-либо из стоящих в транспорте «распекает» сидящих, особенно молодежь, за то, что они не уступают место старику или женщине с ребенком.  Учтивость за счет других — это не самое лучшее. Можно  вежливо напомнить кому-либо из молодых людей негромким голосом, не привлекая всеобщего внимания. Если обращается к вам другой пассажир, отвечайте всегда дружелюбно, даже если его  обращение   было не совсем вежливым.

Доброжелательность к другим стоит развивать в себе. Приведу сценку, которая недавно произошла  в  магазине. Продавец овощного отдела  раздраженно  бурчала: «Не такие огурцы, не такие огурцы?! Ну и не берите! Это же нестандарт!..» Покупательнице можно было бы «взорваться», но она вдруг сказала: «Раз вы так рассердились, видимо, я в чем-то виновата. Извините меня». И вдруг что-то случилось с продавцом, со всеми, кто стоял в очереди. Продавщица больше не кричала. И покупатели словно впервые увидели друг друга. Что же произошло?  Да просто покупательница проявила подлинную культуру — и результат не замедлил сказаться.  Можно попробовать  понять частично и продавца в данной ситуации: в жизни большого города много суеты и такая информационная перегрузка,  что человек, особенно в толпе, в очереди,  старается никого не замечать и отключиться, чтобы сохранить психику от избытка  информации.

Что  значит владеть культурой языка? Это, конечно же,  и уметь правильно склонять числительные (говорить в родительном падеже —  «восьмисот, а не «восьмиста»). Знать, что нужно говорить «звонит» (с ударением на втором слоге), «средства» (с ударением на первом), «договор»,  «алкоголь» (с ударением на третьем). Не надо употреблять словосочетание – «коллеги по работе».  Не забывать, что   предлоги согласно, благодаря, вопреки, наперекор, вслед, навстречу, подобно требуют формы дательного падежа существительного: согласно (чему?) приказу, договору, соглашению, договоренности,  уставу; благодаря (чему?) решению, распоряжению, указу. Нужно быть в ладах с орфографией, орфоэпией.

И всё-таки   настоящей культуре речевого поведения никакой учебник не научит, хотя есть много учебно-методических пособий,  специальных руководств, словарей, грамматик. Но кто, признайтесь честно,   сегодня  их хотя бы изредка пролистывает? Большинство полагается на свою интуицию, которая зачастую хромает… Орфографический словарь должен стать одной из настольных книг в вашей семье!

Нельзя забывать, что наше повседневное использование языка  объективно играет гораздо большую культурообразующую или же культуроразрушающую роль, чем это принято думать. Нередко довольно одного оброненного слова, словосочетания,  неверно поставленного ударения, чтобы составить представление о культурном уровне человека, о его отношении к товарищам и коллегам. Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим — повышение общей и языковой культуры людей, развитие языкового чутья и интереса к языку.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать необходимо на протяжении всей жизни.  Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждой ситуации слова и конструкции. И не забывать  слова Франсуа де Ларошфуко: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».

Или язык ваш — враг ваш?!

Константин КОРНЕЛЮК,

г. Витебск.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

РЕАЛЬНО: БЛИН… КОМОМ: 1 комментарий

  • 13.07.2016 в 15:28
    Permalink

    Спасибо огромное автору за смелое изложение видения проблемы! Это действительно беда!!! Только все чаще это считается нормой — оскорбление, унижение другого. Свои поступки люди оправдывают так: «Меня посылали,поэтому и тебя посылаю. Что не можешь вытерпеть? Проглотил и пошел.»
    Печально….а ведь внутри человека душа, которая имеет чувства. Возлюбите ближнего, как самого себя!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.