Музыка душу пленила…

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Скачко Л.В. - 3

Детство моей собеседницы   прошло в городском поселке  Городея. Здесь Лида Скачко  бывает всегда, как только позволяет свободное время. Здесь с января 1996 г. по июнь 2001 г. училась в Городейской средней школе №1, базовый курс которой окончила с отличием. Одновременно с учебой в школе занималась в секторе педагогической практики при Минском государственном музыкальном училище им. М.И.Глинки по классу аккордеона, окончив который, получила свидетельство с отличием. Затем была учеба в Минском музыкальном училище им. М.И.Глинки по классу аккордеона, в Белорусской государственной академии музыки, которые также окончила с отличием.

За время учебы в Академии музыки она неоднократно становилась дипломантом и лауреатом многочисленных международных музыкальных конкурсов. Назовем из них лишь самый высокий по статусу: 2009 год — победа в Братиславе на престижном европейском конкурсе аккордеонистов–виртуозов, исполняющих академическую музыку. В это же время ей присудили Гранд–премию специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (кстати, этим фондом она была отмечена четыре  раза!) Окончив Академию музыки, Лида блестяще защитила магистерскую диссертацию, получив степень «Магистр искусствоведения». Буквально недавно успешно завершила обучение в аспирантуре Белорусской государственной академии музыки. Немногим ранее она стала лауреатом Всероссийского конкурса творческой молодежи «Меня оценят в XXI веке», получив высшую награду — знак отличия «Национальное достояние». Были также победы на конкурсах композиторов «Маэстро» в Симферополе, педагогического мастерства «Современное искусство и образование» — в Москве, «Лучшая научная статья» — в Кирове.

В 2013 году Лида стала победителем конкурса на получение стипендии Президента Республики Беларусь для аспирантов. Сейчас она преподает в Белорусской государственной академии музыки.

— Лида, у каждого артиста свой путь в искусстве, свои стимулы, утраты и победы. В таком молодом возрасте Вы очень многого достигли. Что движет Вами в творческом процессе?

— Огромная любовь к музыке, страсть к профессии. Я всегда очень хотела стать профессиональным музыкантом. Понимала, что нужно превозмочь себя и выстроить свою жизнь в соответствии с этой целью.

— А как Вы относитесь к тому, что многие известные музыканты, желая добиться популярности, делают из своих выступлений некие шоу?

— Возможно, я покажусь старомодной, но мне кажется, что классическая музыка — элитарна. И если мы притягиваем народные массы к классике теми или иными трюками, то убиваем весь этический смысл общения с искусством. А смешение искусства и «позерство» — это просто не подлежит обсуждению.

К сожалению, сейчас очень много среднего, но очень мало исключительного, много количества и мало качества. Громко и быстро играть может почти каждый, а вот играть тонко, эмоционально, заинтересованно — это удел немногих. Сейчас каждый второй называется «звездой», чуть ли не гением. На мой взгляд, сейчас слишком легко раздаются титулы. Не надо гнаться за вывесками… Когда со сцены идет холод, звучит наспех собранная программа, зрителя не обманешь…

— Понимали ли Вы, на каком-нибудь жизненном этапе, что  у Вас талант? Как Вы себя оцениваете?

— Оценить себя может только тот человек, который ставит себя в начало координат, то есть он есть точка отсчета. Для меня такие принципы чужды. Пускай оценивают окружающие и, в конце концов, сама жизнь. Главное — быть честным с самим собой: не фальшивить и не лгать себе… Могу или не могу, умею или не умею — зависит только от самого себя.

— Какую роль для аккордеониста — и для Вас, в частности, — играет инструмент?

— Аккордеонист, наверное, как и любой другой инструменталист, сживается с инструментом; это часть его души, часть его организма. Он уже не может представить себе никакого другого звучания, никакого другого извлечения звука, никакого другого прикосновения к инструменту. Мне очень повезло: благодаря моим родителям, я имею высококлассный инструмент, который вот уже несколько лет всегда со мной.

— А каковы Ваши репертуарные предпочтения?

— Это очень сложный вопрос. Лично мне близки глубоко содержательные сочинения эмоционального плана. Однако стараюсь, чтобы репертуар был разнообразным, имея в виду, в первую очередь, проблемы своего творческого роста, интересы слушателей. Если говорить о конкретных именах, то это, безусловно, Репников, Золотарёв, Анжелис, Пьяццолла. Обновляю свой репертуар постоянно. Нужно, чтобы тематика, формы, жанры и стили исполняемых произведений были самыми разнообразными.

— Вы сами теперь преподаете. Причем в одном из самых престижных вузов республики — Белорусской государственной академии музыки. Не мешает ли это Вам, ведь часто высказывается мнение, что педагогическая деятельность не совместима с научной либо концертной деятельностью?

— Отвечу так. За мой небольшой педагогический стаж, наверное, я научилась, может быть, большему в игре на аккордеоне как таковой, чем за все предыдущие годы. Разумеется, это очень трудно — совмещать и концертную деятельность, и науку, и работу. В особенности, когда стремишься всеми силами помочь каждому ученику. Но, с другой стороны, это очень интересно. Занимаясь с талантливыми учениками, порой наталкиваешься на такие вещи, которые, может быть, не пришли бы тебе в голову, если бы не учебный процесс.

— Что Вы можете сказать о своем лучшем выступлении?

— Естественным будет, на мой взгляд, ответить, что самое лучшее выступление еще впереди.

— Есть ли у Вас какое-либо жизненное правило?

— Самое любимое мое выражение: «В жизни ничего наверстать невозможно!» немецкого драматурга, поэта, прозаика Геббеля. Знать это полезно, да и в профессиональной работе подхлестывает.

— Означает ли это, что Вы свою жизнь  всегда хорошо организуете по дням и часам?

— Да нет, просто я имею в виду: если мы что-то второпях делаем и при этом уговариваем себя: ну, ладно, как-нибудь потом… А потом приходят другие проблемы, которые нужно решать, а еще старые не решены… Что касается планирования, то это дело творческое. Одно могу  сказать твердо: не люблю хаоса ни в жизни, ни в работе.

— А как справляетесь со своими трудностями, встающими на пути к достижению цели?

— Думаю, в конечном счете, все наши трудности упираются в собственную неуверенность. Смешно рассчитывать, что в тебя кто-то поверит, если ты сама не испытываешь к себе таких чувств. К тому же, любая неудача — это лишь ступенька для достижения еще большего успеха.

— Что именно для Вас является мерилом успеха? Можно ли отнести к нему деньги?

— Помните, в «Золушке» Евгения Шварца герой говорит: «Никакие связи не помогут ножке стать маленькой, а душе — большой»? Главный судья — время. А деньги — это средства для существования и удача, которая у всех разная.

Беседовала  Тамара ПРАЛЬ-ГУЛЬ.

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.