Татары в Осмолове

Поделитесь с друзьями
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Мечеть после реставрации-1939 г

Мечеть в д. Осмолово после реставрации 1924-1925 годов. Снимок 1939 года

Первое появление татар на территории Великого княжества Литовского (куда входила территория нынешней Республики Беларусь) многие историки связывают с разгромом татаро-монгольских войск Мамая на Куликовском поле в 1380 году.

После поражения Мамай с остатками войск сбежал в Крым. Там собрал войско и ещё неоднократно пытался вступать в бой с Московским княжеством.

Сын Мамая  Мансур-Кият после поражения  войск отца в Куликовской битве сбежал в литовские владения на юге Украины. Один его сын, Скандер, возвратился в степь и продолжил воевать, а второй сын, Лекса, принял православие и имя Александр. Фамилия этого рода происходит от городка Глинск, основанного, согласно легендам, их предками.

Но это появление татар на окраине Литовского княжества не привело к созданию каких-нибудь стабильных  поселений, тем более, что часть татар принимала христианство, роднилась с местными жителями и практически бесследно растворялась среди них.

Начало татарским поселениям в самом сердце Великого княжества Литовского положил хан Тохтамыш и его свита. Направляясь в литов-ские владения,  он наверняка видел в этом только временное пристанище, надеясь вскоре вернуться обратно в завоёванные степи. Но судьба распорядилась по-другому.

Часть татар, которые пришли в Литву в 1395 году вместе с  Тохтамышем, осталась на службе у Великого князя.  Тохтамыш оказался в литовском княжестве после того, как его войско потерпело поражение от соперника Тимура в ходе  междо-усобных войн за ханский трон Золотой Орды.

Тохтамыш бросил ханство, дом, всё,  что имел и, спасая свою жизнь, с близкими ему людьми сбежал на запад в лесную местность, прячась от львиных когтей Тимура. Войско Тимура достигло берегов Днепра, уничтожило верных Тохтамышу эмиров и царевичей и вернулось обратно.

А хан Тохтамыш тем временем добрался до двора  Великого княжества Литовского в Вильно. Великий князь Витовт принял Тохтамыша. Татарам, что пришли в Великое княжество вместе с Тохтамышем, были выделены земли. Витовт, понятно, сразу оценил новые возможности, появившиеся  в результате прибытия к нему ордынского хозяина, который искал помощи для возвращения на трон.

Из летописи известно высказывание Витовта: «Посадим в Орде на царствие его царя Тохтамыша… и то всё будет наше и царь наш, и мы не только литовской землёй и польской владеть будем, но и всеми великими княжествами русскими».

Получив в лице Тохтамыша  законного претендента на ханский  трон, Витовт  начал  действовать.    Поход 1397 года принёс ему успех. У берегов Волги его войско разбило татарское, и он взял в плен и привёл в своё княжество много тысяч татар с жёнами и детьми.  Выделил им земли и поселил их компактно в деревнях. Витовт освободил татар от всех налогов, но ввёл в обязанность всему мужскому населению  ходить на войну.

Но второй поход Витовта  в 1399 году был неудачным. Его войско потерпело поражение, но ему удалось уйти от преследователей, и с малой дружиной он возвратился в Вильно. Спасся тогда и Тохтамыш. Он оказался в Сибири, пытался самостоятельно захватить ханский трон, но был убит в сражениях воинами Тимура.

Татары, жившие в Великом княжестве Литовском,  пользовались доверием Витовта Великого. И эти поселения постоянно пополнялись в основном за счёт эмигрантов из  Орды.

Великий князь с охотой принимал в своём княжестве татар потому, что ценил их военный опыт, боевые качества, стремился притянуть ловких, смелых степных конников к себе на службу. Для этого он наделял татар землёй, платил жалование, заинтересовывал подарками, а участники походов нередко получали их от самого Великого князя.

Одним из самых ярких событий, что осталось в исторической памяти многих поколений литовских татар, стала помощь Великому княжеству со стороны ордынских отрядов во главе с сыном Тохтамыша  Джамал эд-Дзином во время войны с Орденом в битве под Грунвальдом в 1410 году. Это ещё раз подтверждает высказанное в исторической литературе утверждение, что после того, как Джамал эд-Дзин занял при помощи Витовта отцовский трон, часть татар, которая пришла с ним в Великое княжество, осталась там и была взята на государственную службу.

Приток татар в литовские владения продолжался на протяжении всего XV столетия. Причиной этого были продолжавшиеся междоусобные войны претендентов на трон в Орде, из-за чего многие татары искали в Великом княжестве поддержки и защиты.

Некоторые историки утверждают, что на службе у Великого князя было 40-тысячное войско, которое состояло из татар.

Последней большой группой татар, которая пришла в Великое княжество, были сторонники Шах-Ахмата, потерпевшего поражение в войне с Крымом.

Крымские татары совершали разорительные набеги на города Великого княжества Литовского —Слуцк, Клецк, Несвиж и даже угрожали Вильно.  Так,   в  1503 году их отряды достигли Клецка и полностью разорили город.

Через три года набег они повторили, но теперь уже их встретило хорошо подготовленное литовское войско  во главе  с князем  Михаилом Львовичем Глинским, в  котором текла татарская кровь. Он был продолжателем рода внука Мамая, Лексы, который после Куликовской битвы в 1380 году нашёл пристанище в Великом княжестве.

Битва началась 6 августа 1506 года на реке Лань, что недалеко от Клецка. Три часа кряду оба войска вели перестрелку через реку из луков и арбалетов, во время которой наводили мосты и делали гати на болотистых берегах Лани. После того, как переправа была налажена, князь  Михаил Глинский, возглавивший  хоругви,  переправился на другой берег и принял первый бой на себя. Под ним три раза убивали коня, и каждый раз, садясь на нового, он продолжал битву. Рассекая крымских татар на части, литовское войско гнало их на протяжении  семи  километров до реки Цепра, притока Лани. Около 27 тысяч татар было убито либо утонуло. Три тысячи  татар взяли в плен. После битвы было захвачено 30 тысяч лошадей. Татарам был нанесён сокрушительный удар, после которого они прекратили совершать набеги на территорию Великого княжества Литовского.  Большинство исследователей считают, что пленных расселили в Клецке и в его ближайших окрестностях, а часть отправили в Минск. Наиболее вероятно, что именно в те времена часть татар была расселена на околице  деревни Осмолово.

В начале XVI века ещё наблюдался приток татар в Великое княжество из  Золотой Орды и Крыма, но в значительно меньших масштабах.   Со второй четверти XVI столетия этот процесс остановился практически полностью. Незначительное число пленных отсылается в уже существующие ордынские поселения и в дальнейшем увеличение количества татар в княжестве осуществляется, в основном, за счёт естественного прироста населения.

По некоторым источникам,  к середине XVI  столетия татарская община в Великом княжестве составляла до 200 тысяч татар.

За татарскими поселениями в Великом княжестве признавалось право оставаться  при своей вере. И только поэтому они не смешались с населением, проживающим в княжестве, а оформились в особую этническую группу, которая сохранилась до наших дней, в отличие от татар, которые были отправлены Великим Витовтом в Польшу и к московским князьям, где были окрещены и растворились в общей массе.

Наделение  татар землёй при условии их обязательной военной службы определяло их положение и статус государственных людей, состоящих на службе у Великого князя. Земли давались не отдельным особам, а целым группам. И тогда стали появляться татарские околицы вблизи уже существующих деревень и городов.

Большие татарские поселения образовывали своего рода оборонительный пояс, которым  прикрывали Вильно с запада, юга и юго-востока от крестоносцев.  Построен он был из нескольких  поясов и преграждал  прямой  путь крестоносцам.  Видимо, поэтому и поселили татар на околице рядом с уже существовавшей деревней Осмолово, которая занимала  стратегическое положение, учитывая её географическое положение с особенностями  холмисто-равнинной и болотисто-лесистой местности, наличие рядом Войниловичских и Несвижских озёр, протекающие рядом реки Лань и Уша, создающие естественные препятствия.  И  только проходящий через деревню  водораздел между Балтийским и Чёрным морями и оставался единственным  беспрепятственным проходом от Клецка до Несвижа.

Землями наделяли татар за военную службу на тех же условиях, что и литовских служилых людей. Наделённые землёй татары включались в состав литовского класса феодалов. Но рост татарского землевладения в то время осуществлялся не только за счёт королев-ских дарований. Служилые татары пользовались наравне с литовской шляхтой правом покупать землю и крестьян. Кроме того, татары, как и другие местные феодалы, практиковали поселения крестьян  на своих землях.

Согласно некоторым источникам, татары получили земли в Клецком княжестве при местном удельном князе Ярославиче. Это и было как раз  после известной битвы в 1506 году под Клецком, когда пленных расселяли по близлежащим окрестностям.

Часто татары служили вместе с шляхтой в поветовых земских хоругвах (отрядах). В писании Литовского войска  в 1528 году упоминается, что  воинскую службу татары и шляхта Клецкого княжества  несли вместе.

Когда род Ярославовичев вымер, его владения забрал король Жигимонт I  Казимирович  Старый  и передал своей жене — королеве Боне. По её приказу в Клецком княжестве в 1552 —1555 годах была проведена волочная реформа, т.е. передел земли с делением на волоки (причём вводилась трехпольная система: волока состояла из трех полев по 11 моргов). Один морг — 0,71 га  (старая земельная мера).  Этой датой как раз и упоминается впервые документально деревня Осмолово наряду с другими, где в то время проживали компактно татары. Это Войшневичи, Завильчицы, Залесье, Кошмавичи, Лысковичи, Малево, Малимчицы, Ходаловичи, Якшицы и Ямангицы.

Таким образом,  проживание татар в Осмолове фиксируется в самых первых упоминаниях  об этой деревне в исторических документах. Тогда  она, кстати, называлась Осмоловичи.  В эти годы здесь жили татарские семьи Козловичей, Гридевичей и другие, которым принадлежала примерно половина всех земель деревни.

Однако через определённое  время шляхта начала скупать татар-ские земли, а в отдельных случаях просто их захватывала. Приводится пример, когда в татарской околице Казаклары некоторые татарские земли без основания присоединил  к своему маёнтку князь Радзивилл.

Общее число земли, которое перешло от татар к литовским феодалам, было довольно значительным.  Так,  князь Януш Радзивилл на приобретённых у татар землях различными способами поселил несколько сотен крестьян.

Часть татар довольно охотно  продавала землю, добытую их  предками за военную службу, и покупала взамен шляхетские поместья.

В 1558 году король Жигимонт II Август подарил владения Клецкого княжества князю Николаю Радзивиллу Чёрному.  Он и его сын  Николай Криштоф Радзивилл Сиротка провели своеобразную  «реорганизацию» татарщины. Татар начали переселять в предназначенные для них три населённые пункта: уже упомянутую околицу Осмолово (скорее всего именно в это время околица получила название Татарское Осмолово), околицу Войшневичи (вскоре она получила название Иваново) и новую околицу Орда, которая образовалась после объединения земель деревень Луцевичи, Ходаловичи и Якшицы.

Кстати, деревни Иваново, Осмолово и Орда, которые существуют и сегодня, относятся к старейшим татарским поселениям в этой части Беларуси.

В 1561 году великий князь Жигимонт  II Август издал привилей, который давал татарам право получать дворянство Великого княжества Литовского. Этот привилей был подтверждён и в 1568 году и татары сполна им воспользовались.

В 1624 — 1631 годах прошла ревизия, проведенная согласно королевскому указу ошмянским земским писарем Яном Кярдзеем.  Из  документов ревизии видно, что к литовской шляхте  к тому времени перешла примерно половина татарских земель. В это время уже земли татарам не дарились.  Начался процесс дробления татарских хозяйств, о которых свидетельствует ревизия 1631 года.

Татары, в зависимости от размеров земли (волоков), должны были выставлять конные отряды. Например, согласно  Инвентарю  1575 года, если татарам принадлежала 101 волока земли, то они должны выставить отряд из 32 человек. Этот конный отряд сопровождал Радзивиллов в путешествиях, а часть его находилась при ординарце постоянно. Службу татары выполняли по очереди, сменяя один другого.

Но татары Радзивиллов служили не только им.  Количество хоругвов (отрядов) было чётко определено, необходимо было выделять лошадь из трёх волок земли и выполнять некоторые  «замковые услуги». Определённая часть служилых людей  из татар шла в регулярные части литовского войска.

Во владениях магнатов не было  никаких ограничений на вероисповедание. Татары строили новые мечети в местах их компактного проживания. Радзивиллы даже выделяли специальные земельные наделы для строительства мечетей. Так в Плешевичах Несвижского княжества ещё в 1597 году князь Николай Криштоф Радзивилл подарил одну волоку для строительства  татарской мечети.

В Инвентарях Несвижского поместья  1629  и 1696 годов упоминается  и мечеть в деревне Осмолово (возможно,  возведена мечеть была ещё раньше, возможно, была разорена и т.д.,  но больше никаких подтверждений этому не найдено). В татарских поселениях  в обязательном порядке всегда были имам или мулла, шавец (сапожник), гарбар (мастер, изготавливающий сыромятные кожи) и коновал (лекарь-самоучка, занимающийся лечением лошадей).

После распада Великого княжества Литовского земли современной Беларуси оказались в составе Российской империи.

В новых условиях некоторым татарам пришлось отстаивать своё право не только на дворянство, но и на земли, которыми законно владели их предки. Не имея больше надобности в воинской службе татарской шляхты, наследники бывших гетманов и воевод пытались теперь избавиться от них.

Уже через несколько лет после присоединения белорусских земель к России владелец Клецкого княжества Юзеф Николай Радзивилл, рассуждая, что татары не отбывают никаких обязанностей, занимают около 100 волок его земли, пользуются правом «входа» в лес, а возле Орды рубят дрова для своих нужд, в 1806 году приказал, чтобы они оставили все три деревни — Иваново, Осмолово и Орду.  Понятно, что это стало для татар полной неожиданностью и очень сильно их встревожило.

(Окончание будет.)

Михаил ПЛАКСА,

г. Харьков.

 


Поделитесь с друзьями
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.