Подросток и закон: найти равновесие

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

y14223573424_a

В условиях становления современного правового пространства особую тревогу вызывает рост преступности среди детей и молодежи, снижение возрастного порога совершения правонарушений.

О том, почему необходимо своевременно выявлять семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, правильно анализировать и нейтрализовывать  неблагоприятные условия и факторы, оказывающие воздействие на детей, выявлять причины их противоправного поведения и осуществлять социально-педагогическую и психологическую помощь детям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении, с точки зрения специалиста рассказала директор Несвижского районного социально-педагогического центра Жанна Кондракова:

— В 2014 году в Несвижском районе несовершеннолетними совершено 218 правонарушений, 6 преступлений. Согласно данным комиссии по делам несовершеннолетних Несвижского райисполкома, в 2014 году преступления совершили 7 несовершеннолетних, из них 2 являлись учащимися школ, 5 — учащимися учреждений среднего профессионального образования. Среди преступлений, совершенных несовершеннолетними, — кражи, грабежи, хулиганства, за-владение транспортными средствами без цели хищения и др. Противоправное поведение младших школьников и подростков чаще всего выражается в агрессивности (драки, избиения, обзывательства, насмешки, унижения), присвоении чужого имущества (кражи, вымогательство), нарушении норм общественного порядка (употребление нецензурной лексики, мелкое хулиганство, порча общественного имущества), употреблении алкоголя, курении.

Анализ социально-педагогической и психолого-педагогической работы по данной проблеме показывает, что основными причинами, способствующими совершению правонарушений в детском возрасте, являются:

1) общественные (негативное влияние средств массовой коммуникации, кризис семьи, неблагоприятные условия проживания в семье, бесконтрольность со стороны родителей);

2) морально-этические (проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов);

3) биологические (генетические нарушения умственного развития, дефекты в развитии, телесные пороки, повреждения нервной системы, психофизиологические и физиологические нарушения), которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что может привести к возникновению у ребенка стремления «доказать» другим свою состоятельность любыми путями, в том числе, противоправными;

4) социально-психологические, непосредственно связанные с кризисом и особенностями протекания подросткового периода (недостаточность жизненного опыта, ограниченность эмоционально-волевой сферы, несформированность адекватной самооценки, невысокий уровень сформированности умений самоконтроля, склонность к подражанию, повышенная внушаемость и другое);

5) недостатки семейного воспитания, такие, как неумение или нежелание родителей воспитывать своих детей, конфликтная атмосфера, семейные скандалы, грубость и жестокость родителей, неуважение и невыполнение норм поведения;

6) недостаточно жесткие меры в отношении взрослых людей за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

7) беспризорность и бродяжничество, которые можно рассматривать и как причину совершения правонарушений, и как следствие безнадзорности, невыполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, грубого (жестокого) обращения в семье, отсутствия свое-временного выявления и оказания помощи детям, оставшимся без родителей и родных.

Серьезным недостатком семейного воспитания и предпосылкой совершения правонарушений является безнадзорность детей. Безнадзорным считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей. Беспризорный — это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении.

Проблемой также является нежелание некоторых родителей сотрудничать со школой по вопросам воспитания детей, перекладывание своих обязанностей на плечи учителей и воспитателей.

Перечисленные выше причины порождают различные формы отклонений от норм социального поведения, таких как трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, девиантное (несоответствующее установившимся в данном обществе нормам) поведение и делинквентное поведение, которое является синонимом понятия «преступление».

Многие девиантные проявления часто присущи младшим школьникам, что при отсутствии корректирующего воздействия может стать причиной совершения проступков и правонарушений в будущем.

Поэтому оказание социально-педагогической и психологической помощи детям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении, и принятие мер по профилактике правонарушений среди детей и подрост-ков является жизненно важной работой, необходимой всем нам, потому что криминализация молодежной среды затрудняет установление социального равновесия и благополучия общества в настоящем и будущем.

«НН»


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.