Прикоснуться к святыням

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

IMG_6297

С 16 по 18 июня 2014 г. приход храма святых бессребреников Космы и Дамиана деревни Снов организовал паломническую поездку в Троице-Сергиеву лавру, приуроченную к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Духовно окормлял паломников иерей Александр Колесник, настоятель Космо-Дамиановского храма д.Снов. Перед началом путешествия был отслужен молебен, и в дороге люди молились, что создавало хорошее, доброе настроение.

Свято-Троице-Сергиева лавра  расположена в центре города Сергиев Посад Московской области. Она была основана в 1337 году Сергием Радонежским как небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова. В 1355 году территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря поначалу был Митрофан, постригший Сергия в монахи, а после его смерти — преподобный Сергий Радонежский. В стенах монастыря просиял сонм подвижников: преподобный Никон Радонежский, Максим Грек, преподобный Епифаний Премудрый, Пахомий Лагофет, здесь сохранились фрески и иконы св. Андрея Рублёва. Веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.

В средние века монастырь играл важную роль в политической жизни Руси, был опорой московских правителей, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига.  В 1408 году был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь.

Троице-Сергиева лавра была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры».  Начало возрождения монашеской жизни лавры относится к началу 1946 года. Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.

Ныне Троице-Сергиева лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV—XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Древнейшая постройка на территории Лавры — Троицкий собор, в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий (в миру — Варфоломей) родился в 1314 году в благочестивой и знатной боярской семье. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Тогда Варфоломей со слезами взмолился ко Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших лошадей. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: старец стоял под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил, что он хочет научиться грамоте, и попросил помолиться за него Богу. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему, что Бог даст ему уразуметь грамоту. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг, с особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения.

Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, преподобные Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес неподалеку от Радонежа. Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь.

Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия. Не могли укрыться подвиги преподобного Сергия, и далеко разносилась благая весть о его святой жизни. К нему стали притекать и собираться под кров его люди, жаждущие понести иго Христово. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он строил келии, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили преподобного Сергия принять игуменство над обителью.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцеления недугов и назидательных советов.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоящее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета) и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству, а также поминал всех павших на поле брани, духовными очами прозревая происходившую битву.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью он читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Вскоре явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Преподобный Сергий пал ниц пред Пресвятой Богородицей. Она же прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой его обители.

Преподобный преставился к Богу в 1392 году. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился к ним со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

5 июля 1422 года преподобный Никон изнес нетленные мощи преподобного Сергия и положил их в специально для этого возведенном каменном Троицком соборе монастыря. Поныне святые мощи преподобного Сергия являются драгоценнейшим сокровищем обители, источником благодатных исцелений душевных и телесных немощей всех молитвенно прибегающих к его заступничеству.

Поэтому утро в лавре паломники начали с братского молебна в Троицком соборе, у раки с мощами преподобного Сергия. На Литургии желающие приступили к Таинству Исповеди и Святого Причащения. После Литургии послушали интересную экскурсию о лавре, а в свободное время каждый смог посетить книжные, церковные и сувенирные лавки, прогуляться по лавре и ее окрестностям.

Затем мы посетили Гефсиманский скит, расположенный недалеко от Троице-Сергиевой лавры, где также попали на экскурсию, во время которой нас познакомили с нелегкой историей скита. Произвели особые впечатления подземные, крохотные и суровые келии монахов, пещерные храмы и святой пещерный источник. Скит был основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры преподобным Антонием (Медведевым) при деятельном участии святого Филарета (Дроздова).  В 1847 г. при ските было основано пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища более чем для 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.

В этот же день наша паломническая группа отправилась в Покровский Хотьков Ставропигиальный женский монастырь, где находится рака с мощами родителей преподобного Сергия Радонежского — святых преподобных Кирилла и Марии. Раньше существовал благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, в память о завещании преподобного Сергия старались посетить Хотькову обитель и поклониться родителям великого Радонежского чудотворца. Этой традиции последовали и мы.

Хотьково — это небольшой город в Сергиево-Посадском районе Московской области. В первый раз он упоминается в житии преподобного Сергия, написанном учеником его Епифанием.

Известно, что родители преподобного Сергия Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковом монастыре и в нем погребены. Долгое время монастырь был приютом монашествующих старцев и стариц. Причем, до начала XVI века он был монастырем двойным — мужским и вместе женским. В 1540-х г. был преобразован в девичий и приписан к Троице-Сергиеву монастырю.

В 1922 году монастырь был закрыт, хотя в храмах службы еще продолжались. В 1928 году из монастыря окончательно были изгнаны монахини, а корпуса, в которых они жили, были розданы под общежития фабричным рабочим. На территории монастыря были устроены всевозможные мастерские и склады. Колокольня, мешавшая проезду трактора, была снесена, могилы на монастырском погосте были уничтожены, обитель пришла в запустение. На протяжении многих лет окна заброшенных храмов зияли черными дырами, своды их поросли травой и деревьями.

Но верующие тянулись сюда поклониться незаметной могилке преподобных Кирилла и Марии. В 1989 году Покровский Хотьков монастырь был передан в ведение Московской Патриархии. С этого момента началось его возрождение.

Центральная достопримечательность нынешнего Радонежа — Преображенская церковь с колокольней, построенная в ХIХ веке на средства прихожан. Церковь стоит на холме, под которым протекает речка Пажа. На ней стоит деревянная часовенка и чуть дальше  —  источник Сергия Радонежского, где паломники смогли окунуться.

Рядом с церковью  в 1988 году был установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому, у подножия которого лежит камень с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».

После окунания в источнике пришла пора  собираться домой. Наша экскурсия по святым местам заканчивалась, всех  переполняли эмоции и умиротворение. На душе было тепло и спокойно, хотя ещё ночь дороги была впереди, и только на следующее утро мы добрались домой. В пути радовались тому, что Господь благословил нашу поездку и сделал всё для того, чтобы мы смогли ощутить утешение от прикосновения к великим православным святыням.

Иногда любому человеку необходимо вырваться из мирской суеты, увидеть себя, свою жизнь, испытать свое внутреннее устроение, заняться своей душой. В этом и помогает паломничество, ведь сутью его является духовное делание, молитва у посещаемых в паломничестве святынь, посильная борьба со своими страстями, очищение себя в Таинствах от грехов, благоприятное время для особенно усердного обращения к Богу от всего сердца, а также время тесного общения с нашими ближними. Вот тут и открывается для человека доброе поприще для возрастания и укрепления в вере Богу, в любви к Нему и своим ближним. И всякий человек, побывавший в паломничестве, обретет от Бога благодать и приложит к своему жизненному опыту еще некую часть любви и мудрости.

Подготовила  Татьяна  КОЛЕСНИК.


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.