Анатолий и Вера. 30 лет над облаками, 55 — по жизни

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

IMG_0151

Несколько лет назад знаменитая чета решила перебраться из шумной столицы в тихую, живописную деревушку в Несвижском районе. Купили домик в Альбянке, отремонтировали, обшили сайдингом. Привели в порядок участок, разбили грядки и посадили сад. Как оказалось, люди воздуха прекрасно управляются на земле. Сетуют лишь на то, что нет ни минуты свободного времени, редко получается выбраться с удочкой на реку, а ведь супруги  — заядлые рыбаки.

Схожи они и во многом другом. Их даже соединила общая страсть — небо, познакомились чуть ли не на летном поле. Анатолий на Боровой готовил планеристов, а Вера их же учила парашютному спорту. И вот уже много лет они идут рука об руку, вырастили сына, внуку радуются. Позади у каждого — почти 80 прожитых лет, в памяти — масса захватывающих и интригующих историй.

На аэродром Веру Зубову  судьба привела в 10 лет.  В тот день в родном Курске проходило торжество, посвященное Дню авиации.

— Увидела, как взлетают и садятся самолеты, как люди прыгают с парашютом, — вспоминает Вера Михайловна. — С того дня и стала мечтать о небе, о прыжке, о свободном падении. Не передать, как мне хотелось стать той маленькой точкой в небе.

Прыжками с парашютом в местном ДОСААФ девушка начала заниматься, когда ей исполнилось шестнадцать. Но чтобы прыгать, пошла на маленькую хитрость: прибавила себе несколько лет, а на медкомиссии приподняла пяточки и вытянула шею, чтобы казаться выше. Свой первый прыжок она хорошо помнит и сегодня. По команде перебралась из кабины По-2 на крыло. Голубая бездна неба манила, и, услышав долгожданное: «Вера, пошла!», оттолкнулась от борта.

— В тот момент испытываешь непередаваемое чувство, захватывает дух. А когда парашют раскрывается, тебя переполняют эмоции, хочется петь, кричать…

В Минский аэроклуб Вера также попала, проявив настойчивость. В 1957-м после окончания техникума ее из Курска направили в Новгород. Но, как оказалось, там не было аэроклуба, и она обратилась в отраслевое министерство, настояла на перераспределении в Минск, где были вакансии. Ее направили на оборонный завод         п/я № 32 регулировщицей радиоаппаратуры. При первой же возможности Вера приехала на Боровую. Командир парашютного звена Михаил Шаипов оценил возможности новой спортсменки, у которой уже были 1-й разряд по парашютному спорту и 3-й по планерному. Зачислили ее спортсменкой-парашютисткой Минского аэроклуба, ветераном которого остается до настоящего времени. Вера сразу громко заявила о себе, хотя имела только опыт выступлений в региональных соревнованиях.

IMG_3976

Любовь к избранному виду спорта, полная самоотдача принесли результат. Вера Зубова стремительно ворвалась в рейтинг лучших парашютисток мира — позже так будут писать многие издания о юной советской спортсменке. В 1958 году она становится абсолютной чемпионкой Белоруссии и 26 июня устанавливает свой первый мировой рекорд на точность приземления (высота — 1500 м, точность приземления — 11,13 м). А на чемпионате СССР заняла 4-е место в многоборье, что дало ей право быть зачисленной в состав сборной Советского Союза. В 22 года она уже была именитой парашютисткой и капитаном сборной команды СССР, имела звание «Мастер спорта СССР».

— Мне всегда нравилось парить над облаками на большой высоте, — говорит Вера Михайловна. — Управляемый полет, владение своим телом — вот истинное восторженное чувство. Это новички беспорядочно кувыркаются и вращаются, а когда руки научатся быть рулями, начинаешь собой управлять, как машиной.

Для Веры Зубовой звездным стал 1960 год, она попала на чемпионат  мира в Болгарию. Первый вид соревнований — воздушная акробатика. Неожиданно для большинства участников дебютантка Вера выходит вперед, ее время лучшее. Следом прыгали мастера мирового класса из 11 стран, но Вера так и осталась лучшей. Она впервые в истории парашютного спорта БССР завоевала звание лауреата и чемпиона мира по воздушной акробатике и стала серебряным призером в многоборье.

В следующем году Вера добивается новых успехов на международных соревнованиях во Франции, Чехословакии, Китае, являвшихся частью программы подготовки к предстоящему чемпионату мира 1962-го года в США. Почти месяц проходил 6-й чемпионат мира в городке Ориндж, расположенном в 130 км от Бостона. В соревновании приняли участие 24 команды, 133 спортсмена. Такая небывалая массовость закрепила за чемпионатом название «парашютная олимпиада». В сумме многоборья по четырем упражнениям женская команда СССР заняла 4 место.

IMG_3973

В 1963-м Вера Слободенюк находилась в декретном отпуске и не принимала участия в соревнованиях. Выбрав семью, перспективная парашютистка попрощалась со сборной Советского союза. К середине следующего года, восстановив спортивную форму, Вера вновь выступала за Минский аэроклуб. Новые победы, рекорды…

Одно время — лет десять — проработала инструктором парашютно-десантной подготовки в ПВО СССР, входила в сборную ПВО страны, где проявила себя не только как спортсменка, но и как играющий тренер женских сборных команд ПВО БССР и СССР. Копилка трудолюбивой Веры пополнялась новыми медалями и наградами.

Позже судьба снова свяжет Веру Слободенюк с Минским аэроклубом. С 1976 по 1981 год в должности инструктора-парашютиста она подготовила десятки спортсменов различной квалификации. Среди ее воспитанников — чемпионы, призеры, рекордсмены СССР, Европы и мира Александр Мозаков, братья Сергей и Николай Чайко. Вера Михайловна тренировала сборную республики, была удостоена почетного звания «Заслуженный тренер БССР».

Чемпионка мира, абсолютная чемпионка Советского Союза Вера Зубова-Слободенюк установила 10 мировых рекордов в парашютном спорте, выполнила более пяти тысяч прыжков. Последний, юбилейный, прыжок — 5010-й по общему счету — Вера Михайловна совершила 22 июня 2008 года в день своего 70-летия. Прыгнула с высоты 3500 метров с задержкой раскрытия парашюта на 55 секунд, что характеризует ее как человека огромной силы воли, беззаветно преданного парашютному спорту. «Компанию» своему тренеру в тот день составили ее воспитанники, которые во время свободного падения по очереди ее поздравили, обняли, поцеловали.

С Минским аэроклубом  связана почти вся жизнь и Анатолия Слободенюка: на многие годы увлекся авиаспортом — выполнил нормативы 1-го разряда по самолетному, авиамодельному и планерному спорту, был общественным инструктором-летчиком-планеристом-парашютистом, подготовил более ста спортсменов-планеристов. На Боровой встретил свою суженую.

Безмерно влюбленного в спорт парня небо на  прочность проверило не раз. Спустя годы об уникальном случае из жизни Анатолия будет снят очередной выпуск телевизионного проекта «Судьба человека» в мастерской Владимира Бокуна.

IMG_3983

— Это случилось 17 июня 1959 года, — вспоминает Анатолий Иванович. — Группа спортсменов минского аэроклуба совершала плановые прыжки с высоты полторы тысячи метров. Всё шло как обычно. Интервал три секунды. Первый пошел, второй пошел… Я шел предпоследним. В этот день у меня был день рождения. 22 года. По случаю дня рождения укладчик решил сделать «подарочек» — предложил прыгнуть на Т2. Это была новая модель, только появилась в Союзе. Правда, репутация у этого парашюта была уже подмочена. На нем погиб знакомый спортсмен — перехлест строп. Но вспомнил я об этом позже, когда, выполнив фигуру, на высоте 700-800 метров над землей выдернул кольцо   и не услышал характерного хлопка купола. Поднял голову — так и есть, перехлест. Такое бывает, но только один раз в жизни…

Парашют Анатолия Слободенюка полностью не раскрылся. Для парашютистов предельная скорость падения составляет примерно 200 км/ч. Нераскрывшийся парашют слегка гасил скорость. Спортсмена начало вращать. Он пытался сбросить стропу — не получилось. Тянул ее, кусал — безрезультатно. Ножа, который должен всегда лежать в запаске, не оказалось на месте. А по инструкции, прежде чем выбросить запасной парашют, нужно обрезать стропы основного, иначе запаска просто запутается. Но другого выхода не было. Парень открыл ранец, прижал запаску, выпустил только перед самой землей. Его обвило тканью…

К месту падения парашютиста мчался «газик» аэроклуба. Тренер Михаил Шаипов не надеялся увидеть своего подопечного живым. Обвитый тканью запаски Анатолий упал на вспаханное поле, земля смягчила удар. Упав с высоты полторы тысячи метров, он остался жив и даже сам встал на ноги. Видимых травм не было, но молодой человек находился в шоке. Опытный летчик-фронтовик Шаипов знал, что последствия шока бывают самыми непредсказуемыми и у спортсмена в будущем может появиться страх. Поэтому Анатолия погрузили в дежурную машину аэроклуба, первую помощь врач оказывал прямо в пути. Привезли на летное поле. Уже на борту самолета застегнули ремни парашютного ранца.

— На вопрос тренера прыгну ли я еще раз, ответил утвердительно, — продолжает рассказ Анатолий Иванович. — Когда была набрана высота, он буквально вытолкнул меня в люк самолета… Это было мудрое решение. Купол раскрылся. Я снова поверил в себя, понял, что страха нет, и я смогу заниматься любимым делом.

В истории бывало, что, упав с высоты без парашюта, парашютисту удавалось только выжить, но не летать. А Анатолий остался в профессии, он продолжал прыгать и летать. В 1960 году на первенстве БССР по планерному спорту мастер спорта Анатолий Слободенюк установил мировой рекорд длительности непрерывного полета на планере Л-13 «Бланик» — парил в небе 8 часов 17 минут.

Спустя годы парень поступил в Кировоградскую  школу высшей летной подготовки. Работал в 104-м летном отряде 2-го Минского объединенного авиаотряда Белорусского управления гражданской авиации. Стал пилотом первого класса, командиром корабля. Освоил самолеты Ан-2, Ил-14, Ту-124, Ту-134а, налетал 9 тысяч часов. Судьба позволила Анатолию Слободенюку проявить свое мастерство сполна. Будучи пилотом Аэрофлота, он перевез не одну тысячу пассажиров из Минска в различные города Совет-ского Союза. Нештатных ситуаций в небе на его веку хватило: и двигатели отказывали, и в шторм по приборам летели, и самолет в кромешной темноте по интуиции садили, и неопознанные объекты с курса сбивали. Командуя экипажем авиалайнера, он не раз был в ситуации, когда мгновенно принятые решения спасали жизнь экипажа и пассажиров.

— Риск, конечно, благородное дело, но надо четко знать, где рисковать, зачем, и есть ли в этом смысл, — рассуждает сегодня Анатолий Иванович. — Для меня тогда это было больше, чем просто престижная в то время авиационная профессия, это был образ жизни, эта была сама жизнь.

Перед выходом на заслуженный отдых Анатолий Слободенюк несколько лет работал в должности пилота-инструктора Ту-124 и Ту-134а, подготовил и ввел в строй 12 командиров корабля. Награжден орденом Трудовой славы 3-й степени.

Оксана ГРОХ.

Фото автора и из личного архива семьи Слободенюк.

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.