Борьба с коррупцией в Республике Беларусь: законодательные изменения

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

суд

Коррупция является одной из глобальных проблем современности, характерных для абсолютного большинства стран мира, независимо от их социально-экономического развития и политического режима. Это крайне негативное социальное явление, которое наносит существенный ущерб правам и законным интересам граждан, снижает авторитет органов власти, разрушает сложившуюся систему управления.

В этой связи чрезвычайно важное значение имеют усилия государства, направленные на искоренение коррупции. Отправным пунктом таких усилий являются нормы права, которые отражают общественно-политическую обстановку, сложившуюся в государстве на конкретном этапе его развития.

15 июля 2015 г. Президентом Республики Беларусь подписан новый Закон «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон), который вступает в силу  24 января 2016 г. Данный нормативный правовой акт предусматривает ряд существенных изменений в правовом механизме борьбы с коррупцией.

Так, расширена система мер борьбы с коррупцией. В дополнение к уже существующим ст. 5 Закона предусматривает: упрощение административных процедур и сокращение их числа; вынесение на общественное (всенародное) обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией; организацию антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Дополнены ограничения к государственным должностным и приравненным к ним лицам. Так, они не вправе принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей; использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей, и т.д. (ст. 17). В новом Законе детально урегулирован механизм ограничений по управлению долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций (ст. 20). Кроме того, отдельная статья предусматривает ограничение по участию в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации.

Закон предусматривает основания отказа в назначении на руководящую должность, приеме на государственную службу. В частности, введен запрет на назначение на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение пяти лет после такого увольнения, а также бессрочный запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо преступление аналогичной категории, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий (ст. 22). Лица, совершившие указанные преступления, лишаются права на пенсию за выслугу лет.

Статья 23 Закона предусматривает дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения: нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих заведомо недостоверную информацию.

Новый Закон подробно регулирует порядок декларирования доходов и имущества должностных лиц, чему посвящена глава 4. Так, перечислены доходы и имущество, подлежащие обязательному декларированию, права, обязанности и ответственность лиц, обязанных предоставлять декларации о доходах и имуществе. Отдельный порядок декларирования доходов и имущества устанавливается для государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение, и лиц, поступивших на государственную службу путем избрания. Предусматривается изъятие у указанных лиц имущества, стоимость которого не менее чем на 25 % превышает доходы, полученные за отчетный период из законных источников (ст. 36).

Закон вносит существенные дополнения в систему контроля и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией. Введен институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией. Так, граждане Республики Беларусь, организации, в том числе общественные объединения, могут принимать участие в разработке и всенародном (общественном) обсуждении проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, в деятельности созданных в государственных органах и организациях комиссий по противодействию коррупции. Представители общественных объединений, помимо этого, наделяются правом проводить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, участвовать в работе координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией с правом совещательного голоса и др. (ст. 46).

Таким образом, нормы нового Закона «О борьбе с коррупцией» всесторонне регулируют вопросы, связанные с предупреждением и пресечением коррупционных проявлений. Помимо обязанностей, возлагаемых на государственные органы и их должностных лиц, Закон позволяет гражданам, общественным объединениям эффективно участвовать в борьбе с коррупцией. Это говорит о стремлении белорусского законодателя поддерживать правопорядок в стране, обеспечивать уважение и доверие граждан к органам государственной власти.

Андрей МАХАНОВ,

и.о. помощника прокурора Несвижского района.

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.