Поверить в ребенка

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Пуляк_

В детской психологии совет-ского периода утвердился тезис о ребёнке-дошкольнике как «неисправимом оптимисте», которому не присуще анализирование своего прошлого психологического времени, у него не сформированы сложные многоуровневые рефлексивные способности,  поэтому он   и ожидает только счастливых, радостных событий. Так ли это в наше время, когда множество разного рода макроконфликтов персонифицированы, когда размыты сущностное содержание и иерархия ценностей и идеалов, вследствие чего отдельные люди, а порой и социальные группы — отнюдь, не только позднего возраста, воспринимают  мир через пессимистический взгляд на жизнь, не ожидая «ничего хорошего», так как «всё лучшее было в прошлом»?

Наблюдая за воспитанниками и родителями нашего сада, пришла к выводу, что,  безусловно, каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая — каков мир в целом. Дружественный он или враждебный, трудный или легкий,  ясный, простой и просторный — или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Мир Арены или Дет-ский сад. Джунгли или Мир человеческих встреч… Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал, или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.

Исследования эмоциональной сферы детей, их самооценки и уровня притязаний, проводившиеся в рамках инновационного республиканского проекта «Внедрение модели формирования  оптимистического  типа мировосприятия  детей дошкольного возраста  на православных традициях  и ценностях белорусского народа», убедительно свидетельствуют о незначительном преобладании у современного дошкольника 6-7 лет оптимистического типа мировосприятия   (51 % детей). Пессимистический тип мировосприятия, отражённый  в показателях высокого уровня тревожности (42 % детей), низкой самооценке (37 % детей) и низком уровне притязаний (46 %)  выявлен у 49 % выборки исследования старших дошкольников. Интерес представляет гендерный фактор, выражающийся в значительном преобладании оптимистического типа восприятия у мальчиков в сравнении с девочками, что выявлено в ходе инновационной работы по формированию культуры гендерных отношений.

Как же научить ребёнка смотреть на мир радостными глазами и быть уверенным в себе?  Родители часто недооценивают свою роль в развитии характера ребёнка, в направленности его чувств. Некоторые недоумевают: «И откуда он такой, ума не приложу! Угрюмый, смотрит на всех так, как будто его обидеть хотят». Но ответ на вопрос не так уж сложен. В тех семьях, где дети видят, что по каждому поводу родители выражают неудовольствие, там они и сами привыкают быть всем недовольными. Если им выговаривают за каждую незначительную провинность, многое запрещается, то, как я  уже подчеркивала, дети растут угрюмыми, скрытными, боязливыми.

средняя группа

Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Ему хочется помочь маме в ее домашних делах, и, конечно, он будет с еще большей охотой участвовать в этих делах, если они ему интересны и дадут положительные результаты.

В подтверждение тому — элементарный пример, последнее занятие, которое я посещала. Занятие проводилось в рамках подготовки к педагогическому совету, посвященному  теме укрепления здоровья детей при взаимодействии семьи и  дет-ского сада. Мама воспитанника Матвея Космовского учила малышей готовить полезные бутер-броды. Сколько эмоций и улыбок! Радости от того, что им доверили быть самостоятельными! И с каким аппетитом дети кушали овощные бутерброды!

Ребёнку надо показывать радостные стороны действительности даже в мелких домашних хлопотах, в нем следует укреплять веру в  себя. Страх наказания за малейшую провинность не должен отравлять существование малыша. Иногда эта провинность столь незначительна, а угрозы взрослых столь серьезны, что ребенок теряет ориентировку, не может правильно оценить свое поведение, поведение сверстников.

Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны. Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами у ребёнка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Родительская авторитарность в неформальном общении с детьми порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребёнком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово — истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.

Поверьте в уникальность своего ребёнка, в то, что ваш ребёнок единственный в своем роде. Он не похож ни на одного соседского и не является точной копией вас самих, поэтому не  требуйте  от малыша реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленных вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребёнку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть!

Ольга ПУЛЯК,

заведующий ГУО «Ясли-сад № 4 г. Несвижа

«Кораблик детства».

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.