«Чем можем вам помочь?..»

DSC06098

Накануне Дня спасателя, который в Беларуси отмечается 19 января, редакция «НН» побывала на одной из смен районного отдела по чрезвычайным ситуациям. За пультом — диспетчер ЦОУ Несвижского РОЧС Яна Давыденко.

Где-то случилось дорожно-транспортное происшествие, где-то нужно применить специальные инструменты (бензорезы, разжим-кусачики), чтобы освободить  из железного плена пострадавшего, где-то случился пожар, где-то случайно разбили градусник (а пары ртути опасны при вдыхании и их обязательно нужно обезвредить спецсредствами), где-то играющий ребенок зажал пальчик и здоровью малыша угрожает опасность, а сами недосмотревшие взрослые с проблемой не справляются, и  многие другие чрезвычайные ситуации, с которыми  граждане обращаются к людям, чье призвание — спасать, иногда жертвуя собой ради других.

Именно отсюда, из центра  оперативного управления РОЧС, подается сигнал тревоги, а это значит — в течение нескольких секунд пожарные, заступившие на суточное дежурство, надевают пожарную одежду и снаряжение и через одну  минуту после звонка машина МЧС, согласно плану  привлечения сил и средств, выезжает из ворот ближайшего к ЧС подразделения.

В центре оперативного управления Несвижского РОЧС мы побывали в один из самых напряженных дней, когда над регионом пронесся очередной  циклон «Эмма» и личный состав Несвижского РОЧС был переведен на 2-сменный режим несения службы (сутки через сутки), как это бывало в период аномальной жары, циклонов «Хавьер», «Даниэлла» и других чрезвычайных ситуаций.

— Сегодня в районе напряженная обстановка. Идет обильный снегопад. Наша служба на республиканском и областном уровнях держит на постоянном контроле ситуацию в регионах. Мы, в свою очередь, должны собрать  информацию и передать ее в штаб управления.

Ведь в такую погоду могут быть обрушения крыш, на нерасчищенных трассах, дорогах районного и городского уровня могут создаться аварийные ситуации. Поэтому мониторим дороги, очистку крыш зданий, ездим по детским садам, школам. Ведем статистику отчетов организаций по проводимой  работе в борьбе со стихией каждые два часа — по этим вопросам, включая и работу снегоочистительной техники ДРСУ, ДЭУ, ЖКХ.

Сбор и отправка информации в Минское областное управление, принятие информации из района по сообщениям населения — всё это выполняет диспетчерская служба, работа которой организована в круглосуточном режиме, — рассказал старший помощник начальника штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций РОЧС старший лейтенант  Максим Болотяный.

Конечно, в эти дни, когда проходят новогодние и рождественские праздники, я не удержалась от вопроса к Яне Давыденко, часто ли приходится дежурить в новогоднюю ночь.

— Работать в новогоднюю ночь выпадает по очереди. Ощущение праздника не  пропадает, потому что  многие из обратившихся граждан сначала поздравят — будь это Новый год, День спасателя либо 8 Марта — с праздником, а  потом уж изложат  проблему, если, конечно, это не пожар — рассказывает диспетчер центра  оперативного управления  Несвижского РОЧС младший сержант внутренней службы Яна Давыденко и продолжает:

— «Дежурная служба МЧС. Чем вам можем помочь?» — именно с этих слов начинается  моя работа. И хотя на место происшествия диспетчер не выезжает, важность этой работы трудно переоценить. По сути, мы являемся той самой ниточкой, которая незримо связывает спасателей и попавших в беду людей. Работа диспетчера сложна и ответственна. За время дежурства по номерам «101» и «112» поступает множество звонков. Оказавшись в сложной ситуации, многие люди, как правило, сразу же обращаются за помощью  к сотрудникам МЧС, потому что знают: что бы ни случилось, после  фразы «Дежурная служба МЧС. Чем можем помочь?» помощь последует безотлагательно.

Так, например,  было и в случае с жителями райцентра, когда родители не смогли освободить  пальчик малыша, застрявший в петле двери. К счастью, все обошлось легким  испугом для 2-летнего ребенка и его домашних…

От грамотных действий диспетчера в большой степени зависит исход ликвидации чрезвычайной ситуации по спасению жизни граждан, их имущества.

Задачи, возложенные на нас, диспетчеров центра  оперативного управления, весьма разнообразны. Чтобы оказать помощь человеку, столкнувшемуся с бедой один на один, нужно проявить твердое самообладание. Ведь, как и все, мы сочувствуем беде, выслушивая тревожный, панический голос на другом  конце провода, но главное — установить место  происшествия, степень угрозы жизни и здоровью пострадавшего, который находится на связи.

Работа за пультом центра оперативного управления непред-сказуема, поэтому стрессоустойчивость, коммуникабельность и дисциплинированность — обязательные качества специалиста. А еще диспетчеру следует быть  грамотным психологом — ведь нередко позвонивший человек находится в растерянности, не знает, что предпринять, а иногда не может вспомнить даже свои инициалы. В такие моменты  диспетчер успокаивает и поддерживает пострадавшего, подсказывая выход из сложившейся ситуации.

Что касается службы районного отдела по ЧС во  время двух последних циклонов, то спасатели отработали четко и слаженно, оказывая помощь людям, контролируя ситуацию в районе.

Во время циклона «Даниэлла» пришлось даже работать на расчистке двора от снега обратившейся несвижанки. Родственники пенсионерки (инвалида 1 группы) не смогли приехать,  и женщина была вынуждена  обратиться в службу спасения.

Зарегистрировано ЦОУ Несвижского РОЧС  и происшествие во время циклона «Эмма».

В 2.30 ночи на пульт поступил сигнал от жителя Минска, грузовой автомобиль которого остановился на трассе R2 (возле деревни Красногорки). Водитель возвращался из Барановичей и вначале предпринимал самостоятельные попытки спасения из снежного и морозного плена. В кабине находился 7-летний ребенок. Причина заглохшего двигателя не определялась, друзья и знакомые помочь не смогли. Поэтому транспортное средство при помощи спецтехники несвижских спасателей было доставлено до ближайшей заправки, где устранили причины неисправности грузовика. Ребенок по пути на заправку отогрелся в кабине спасателей — его жизни и здоровью уже ничего не угрожало.

Нам удалось связаться с Вадимом Осиповым.

Вот что  он рассказал:

— На мой взгляд, служба спасения Несвижского района сработала очень оперативно. Девушка-диспетчер сразу поинтересовалась, есть ли у нас сыном всё необходимое для обеспечения жизнедеятельности — вода, теплые вещи. Убедившись, что  всё в порядке, она сообщила, что сотрудники районного отдела по чрезвычайным ситуациям выехали. Оставалось ждать.

Приехали и сотрудники ГАИ, и спасатели — хорошие люди, с улыбками на лицах, с добрыми намерениями. Мое настроение сразу поменялось в лучшую сторону. Спящего ребенка перенесли в теплую кабину. МАЗ спасателей отбуксировал мой автомобиль.

Еще в телефонном разговоре Вадим сообщил, что с 7-летним Ромой (маленьким участником ночной ЧС) все в порядке. Вот только папа не решается рассказать первоклашке  о большой пожарной машине, которая их спасала. «Ох и досталось бы мне, если бы  Рома узнал, что он проспал в пути такую  большую красную машину!» — с улыбкой прокомментировал Вадим и в заключение высказал слова благодарности:

— Большое спасибо всем, кто нам помог. Хочу пожелать спасателям спокойной работы и поменьше режимов повышенной готовности, чтобы, как говорится, приходилось только котенка с дерева снимать…

Стаж работы Яны Давыденко в МЧС пока невелик. Но уже сегодня молодая девушка закалена буднями  профессиональной службы спасения, когда, заступая на смену, понимаешь, что любое замешательство может обернуться трагедией. А если что-то произошло, отправляешь команду ребят-спасателей, и наступают тяжелые минуты неизвестности, когда хочется верить только в лучшее…

На снимке: в ЦОУ Несвижского РОЧС — Яна Давыденко.

Инна ВАСИЛЕВИЧ.

 

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.