Сегодня, 13 февраля, в зале заседаний Несвижского районного исполнительного комитета в режиме видеоконференции состоялось инструктивное совещание по вопросам проведения единого дня информирования населения на тему «Выборы депутатов 2024: аргументы и факты» и «Об итогах социально-экономического развития Минской области за 2023 год».
Выступающие говорили о том, что выборы — один из неотъемлемых элементов демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
В нашей стране максимально реализован конституционный принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Основного Закона Республики Беларусь: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией». В Беларуси сделано все, чтобы гражданин самостоятельно и свободно решал, кто на выборах заслуживает его голоса.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 ноября 2023 г. подписал указы № 367 «О назначении выборов депутатов» и № 368 «О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь».
Выборы депутатов состоятся в единый день голосования — 25 февраля 2024 г.
Текущая избирательная кампания — крупнейшая за всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12 514 депутатов местных Советов депутатов.
В областные и Минский городской Советы — 388 депутатов, районные — 3 434, городские (городов областного подчинения) — 373, городские (городов районного подчинения) — 223, поселковые — 63, сельских — 8 033 депутата.
В единый день голосования с 08.00 до 20.00 белорусские граждане определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя им право управления нашей страной.
Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье, могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с 20 по 24 февраля с 12.00 до 19.00.
Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя. В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18.00), с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.
С 9 февраля каждый избиратель может проверить включен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли указаны сведения о нем.
Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов (не позднее 24 февраля 2024 г.).
Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны.
Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в г. Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30 (ГУО «Гимназия № 75 им. П.В. Масленикова»). Если у гражданина есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту регистрации.
На избирательном участке избиратели получат: в Минске — по 2 бюллетеня — по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета; в сельской местности — по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета.
С 12 марта по 21 марта президиумы вновь избранных районных, городских Советов депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены Совета Республики.
С 22 марта по 31 марта пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.
Выборы членов Совета Республики пройдут 4 апреля на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.
Установление ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не позднее 11 апреля.
Что касается итогов социально-экономического развития Минской области за 2023 год, то она вносит существенный вклад в развитие экономики страны, формируя 19% валового внутреннего продукта.
В 2023 году организации области произвели 21,9% объема промышленного производства страны и 26,6% — сельскохозяйственного (это — наибольшие значения среди регионов страны).
В Минской области привлекается наибольший по стране объем инвестиций в основной капитал — 23,8% от инвестиций в республике, больше всего строится жилья — 29,5% от всего объема введенного в эксплуатацию в 2023 году жилья в стране.
На долю области пришлось 24,6% экспорта товаров республики, 16,9% — розничного товарооборота, 14,6% — оптового, 12,5% грузооборота страны.
Важнейшей сферой деятельности, определяющей продовольственную безопасность страны, социальную стабильность в обществе и экспортный потенциал республики, является сельское хозяйство.
В 2023 году надоено более 2 млн. тонн молока. Средний удой молока от коровы увеличился на 5,7% и составил 6562 килограмма. Выращено основных видов скота и птицы 511,8 тыс. тонн (101,4% к 2022 году).
В хозяйствах всех категорий производство зерновых и зернобобовых культур составило 1,9 млн. тонн, увеличилось производство картофеля (107,4% к 2022 году), сахарной свеклы (132,6%), овощей (100,3%).
Ведущее место в экономике области принадлежит промышленному комплексу. Имеющиеся компетенции и кадры позволяют наращивать промышленный потенциал (в области насчитывается более 4 тысяч промышленных предприятий).
Существенный вклад в экономику области вносят крупные промышленные организации: ОАО «Беларуськалий», ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», группа компаний «Алютех», СЗАО «БЕЛДЖИ», предприятия холдинга «Мясомолпром», ОАО «БЗМП», СООО «Лекфарм», ОАО «ГОРОДЕЙСКИЙ САХАРНЫЙ КОМБИНАТ», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» и другие.
Наиболее значимыми видами деятельности для области являются производство пищевых продуктов (удельный вес в областном объеме производства — 29,9%), химическое производство (16,3%), машин и оборудования (10,5%), металлургическое производство (9,1%), транспортных средств и оборудования (8,8%).
В структуре промышленного производства республики на долю Минской области приходится 100% карьерных самосвалов, почти 100% легковых автомобилей, 86% панелей и плит паркетных, более 89% калийных удобрений, 58% кож дубленых и выделанных, 56% вод минеральных и газированных, 53% сахара, 49% трикотажных изделий, 32% цельномолочной продукции.
Объем промышленного производства области в 2023 году по сравнению с 2022 годом в сопоставимых ценах увеличился на 18,3% и составил 40,9 млрд. рублей.
В 2023 году в области осуществлялся выпуск импортозамещающей продукции по 156 товарным позициям (производство пищевых продуктов, легковых автомобилей, пестицидов и гербицидов, комплектующих для транспортных средств, оборудования для горнодобывающей отрасли, металлургического производства и другое). Производство импортозамещающей продукции по сравнению с 2022 годом увеличилось на 53,1% и составило 2755,1 млн. долларов США.
Одной из приоритетных задач внешнеторговой стратегии области является географическая и товарная диверсификация экспорта. Организации области осуществляют внешнеторговые операции со 167 странами мира, товары поставляются на рынки 138 государств.
За 2023 год экспортировано товаров на 11,6% больше, чем за 2022 год. Экспорт услуг увеличился на 37,7% к уровню 2022 года.
Инвестиционная деятельность в Минской области направлена на наращивание объема инвестиционных вложений и повышение эффективности их использования, в том числе привлечение ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов за счет внедрения современных технологий и разработок. В результате повышается конкурентоспособность выпускаемой продукции, расширяется экспортная база и производство импортозамещающей продукции.
В рамках инициативы «Один район — один проект» в Минской области в 2023 году осуществлялась реализация 46 инвестиционных проектов, по итогам реализации которых планируется создание более 2 тыс. рабочих мест.
Примером успешной реализации в 2023 году стало завершение проектов по реконструкции здания склада под организацию производства террасной доски ООО «Бергия Групп» и созданию инновационного производства сухого молока с капиллярно-пористой структурой на Копыльском филиале ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».
Приоритетным для Минской области является развитие районов на основе городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Борисовский, Молодечненский и Солигорский районы). В 2023 году на территории этих районов осуществлялась реализация 31 инвестиционного проекта в производственной сфере (в Борисовском районе — 15 проектов, Молодечненском — 7, Солигорском — 9). Завершена реализация 5 инвестиционных проектов.
Значительное влияние на инвестиционную деятельность Минской области оказывают Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий Камень» (далее — парк) и СЭЗ «Минск» за счет привлечения новых резидентов и организации эффективных и конкурентоспособных производств.
На 1 января 2024 года в парке зарегистрировано 120 резидентов из 14 стран с объемом заявленных инвестиций 1,4 млрд. долларов США и планами по созданию более 14,5 тысяч новых рабочих мест, в том числе в 2023 году зарегистрировано 26 новых резидентов. Новые резиденты парка планируют реализовать инвестиционные проекты в следующих областях: производство медицинских изделий и новых материалов, машиностроение, комплексная логистика, фармацевтика, медицинское обслуживание, создание диагностической лаборатории, осуществление научных исследований и разработок, электроника и телекоммуникации.
В СЭЗ «Минск» в 2023 году на территории Минской области зарегистрировано 3 новых резидента, которые планируют реализацию проектов по производству мебели и деревянных конструкций, упаковки, химических добавок.
Всего по области за 2023 год объем инвестиций в основной капитал составил 8494,6 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2022 годом на 17,5% в сопоставимых ценах.
В 2023 году в области построено 10 930 новых квартир. Введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 1237,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составляет 119,7% к уровню 2022 года, в том числе в сельской местности построено 823,8 тыс. кв. метров, или 116,3% к уровню 2022 года.
Развитие внутреннего потребительского рынка обеспечивается за счет совершенствования материально-технической базы объектов торговли и общественного питания, развития новых форм и методов продажи товаров. За 2023 год розничный товарооборот области вырос на 4,6% к уровню 2022 года и составил 12,9 млрд. рублей.
Создание благоприятных условий ведения бизнеса в Минской области положительно влияет на развитие малого и среднего предпринимательства. На 1 января 2024 г. в области осуществляли деятельность 63 513 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 17 032 малых предприятия, 46 082 индивидуальных предпринимателя и 399 средних предприятий. За 2023 год поступления в бюджет от данной категории плательщиков увеличились по сравнению с 2022 годом на 110,4 млн. рублей и составили 2770,6 млн. рублей.
Обеспечивается поступательный рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, которая за 2023 год составила 1905,5 рубля (118,1% к 2022 году) и превышает среднереспубликанский уровень (1902,3 рубля). Реальная заработная плата по области увеличилась к уровню 2022 года на 12,4%.
Сохраняется в социально допустимых пределах уровень зарегистрированной безработицы (на конец декабря 2023 г. 0,03% от численности рабочей силы).
Совокупные поступления доходов консолидированного бюджета области за 2023 год увеличились к 2022 году на 27,3%.
Дальнейшее развитие области будет направлено на достижение ключевой цели — обеспечение роста экономики с целью повышения благосостояния населения за счет расширения производственного потенциала и роста его конкурентоспособности, снижения производственных затрат, стабильного обеспечения внутреннего рынка, наращивания объемов инвестиций в основной капитал.