В гости по работе

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

bez-imeni-1

Три дня, три района Минской области… Такая программа знакомства с регионом была представлена российским журналистам из 20 изданий. В пресс-туре участвовали журналисты крупнейших российских СМИ, среди которых МИА «Россия сегодня», ИД «Коммерсант», радиостанция «Радио России», «Независимая газета», газета «Московский комсомолец», а также представители специализированных изданий — журналов «Агроинвестор», «Аграрий Плюс», «Агротехника и технологии» и др. Поездку организовал Постоянный комитет Союзного государства при поддержке Минского облисполкома и Национального пресс-центра Беларуси.

Да, о нашей стране знают, слышат, здесь бывают. Из России — особенно. Тем не менее некоторые коллеги признаются: ожидали увидеть у вас «потемкинские деревни»… Эти мифы развеялись после визитов в сельхозпредприятия как частной, так и государственной формы собственности.

В первый день пребывания российских журналистов на Минщине они посетили Логойский район, в частности, ОАО «Косино», крестьянское фермерское хозяйство «Цнянские экопродукты», горнолыжный центр «Силичи». Встретились с председателем Минского облисполкома Семеном Шапирой. Журналистов интересовали аграрный потенциал области, перспективы развития фермерских хозяйств и сельхозкооперативов, сотрудничество с Россией в отрасли. Причем некоторые российские коллеги отметили, что если с потенциалом агропромышленного комплекса знакомятся впервые, то о нашей продукции знают хорошо. В чем секрет ее качества?  Семен Борисович ответил просто: в соблюдении еще советских ГОСТов: «Думаю, белорусская мясо-молочная продукция хорошо продается в России именно потому, что мы работаем по старым правилам. На рынке много хороших российских товаров, поэтому конкуренция высокая и надо брать качеством…»

Во второй день российские гости посетили Несвижский район, в третий — Столбцовский.

Банка нон-грата

4 октября представителей СМИ страны-соседки принимали в одном из лучших агрокомбинатов области, который может похвастаться тем, что уже долгое время поставляет продукцию к столу Главы государства. Это — СПК «Агрокомбинат Снов». Знаменитое еще с советских времен хозяйство в Российской Федерации известно прежде всего благодаря колбасам, молочным товарам и, как выясняется во время встречи с российскими журналистами, тушенке. Увидев жестяную банку с этим продуктом в руках председателя СПК Николая Радомана, многие из них вспомнили, что покупали ее не раз. И посетовали: совсем пропала сновская тушенка с прилавков.

— Есть она в России. Мы просто внешний вид банки кардинально изменили — подделывать нашу тушенку у вас стали. Помогло на месяца три — не больше. Потом и новую стали подделывать. Вот, смотрите, — говорит Николай Радоман и достает из шкафа в своем кабинете две банки тушенки.

Они — как сестры-близнецы. Но стоит присмотреться повнимательнее, как отличия находятся: на подделке нет значка «продукт года», медалей «лучшая продукция года», а ГОСТ на дне не выдавлен, а напечатан. Николай Радоман подмечает и то, что на глаз заметить невозможно: жесть на банке-подделке российская, у оригинала — немецкая пищевая.

Не попасть в сеть

Хотя на долю российских партнеров приходится основная часть поставок продукции «Снова», уже достигших в этом году суммы в 12 млн. долларов, председатель СПК не раз пытался сделать сотрудничество со страной-соседкой еще более финансово выгодным. Например, наладить взаимодействие с крупнейшими торговыми сетями вроде «Ашан».

— Я лично приезжал к ним обсудить начало поставок нашей продукции. Полчаса изучал договор, где прописаны драконовские, совершенно невыгодные для производителя условия и штрафные санкции за всё, даже за непроданный ими продукт «Снова». Понял, что я им еще должен останусь, если начнем сотрудничать, — рассказывает результаты попытки расширить сеть сбыта председатель СПК «Агрокомбинат Снов», сенатор Николай Радоман. — И так не только в «Ашане». Были и другие торговые сети. Ситуация с ними похожая.

— Может, стоит тогда приезжать торговать к нам на ярмарки? — интересуются российские журналисты.

— Это слабые хозяйства пускай едут на ярмарки торговать так далеко — у них каждый покупатель на счету. У нас проблем с рынком сбыта нет, поэтому мелкие поставки не интересны. К тому же участие в ярмарке обходится очень дорого. Могу рассказать, насколько. Как-то пригласили меня на такую в Реутов — наш город-побратим. Мол, привозите продукцию «Снова» к нам, пусть покупатели попробуют. Я подумал, что перед тем, как решать, участвовать в ярмарке или нет, сам слетаю в Реутов и уточню все детали. И что? Прилетел, разговор такой вышел: «Витрины предоставите? Нет? Свои везти? А что с электричеством, обеспечите? Не уверены? А машину с продукцией кто ночью охранять будет? Не знаете? Мы сами?» И зачем нам такая выставка?! — задает риторический вопрос Николай Радоман.

 

 

Есть мнение

Олег Дзюба,

обозреватель журнала «Российская федерация сегодня»:

— Я понимаю, что у России с Беларусью много общего в развитии сельского хозяйства. Невероятно впечатлила ваша мясная продукция — и качество, и разнообразие. Вообще, я знаю возле Москвы только одно место, где есть мясные деликатесы из Беларуси. Их раскупают там мгновенно. Так же, как и масло, и другую молочную продукцию. В качестве белорусской продукции у россиян никогда не было сомнений. Единственное, что после роста курса доллара у нас ваши товары стали для нас дороговаты.

 

Юрий Красавин,

специальный корреспондент газеты

 «Новая Новгородская газета»:

— Я уже бывал в пресс-туре в Беларусь. В тот раз ваш Президент рассказывал нам по большей части о социальной сфере. Этот пресс-тур дает возможность более глубоко изучить сельскохозяйственный вопрос. И для россиян это важно. Ведь наша страна сейчас активно развивает именно сельское хозяйство. Эта сфера наконец начинает у нас подниматься с колен. Наши страны, конечно, в некоторой степени конкурируют в этом вопросе. Но такая конкуренция прекрасная, честная, она выгодна потребителю. Во время пресс-тура мы увидели, что россиянам есть чему поучиться у белорусов в сельском хозяйстве. Вы находите какие-то нестандартные решения. Например, меня очень удивило во время посещения одного предприятия то, что там выпускают смесь овощей для борща. Впервые вижу такое! И качество вашей продукции, конечно, выше всяких похвал! Нам дали попробовать молоко из Снова — невероятный вкус. Было бы неплохо в рамках Союзного государства разработать доступную по цене для белорусов логистику готовой продукции из вашей страны в нашу.

 

 

 

 

Доля в наследство

Принципиальная         позиция председателя агрокомбината по вопросам торговли вызывает у российских журналистов предположение, что именно Николай Радоман — владелец СПК «Снов». Уж больно печется о своем хозяйстве — не как наемный рабочий. На поверку оказывается, что председатель — действительно собственник СПК. Но не единоличный, как предположили представители СМИ, а один из 1300.

— Как у одного предприятия может быть 1300 собственников? — не поверили своим ушам журналисты и попросили Николая Радомана объясниться.

— Каждый, кто проработал в «Снове» больше 5 лет, получает долю в предприятии. Она зависит и от выслуги лет здесь, и от сложности производства, на котором занят человек. Скажем, полевод по показателю сложности работы получит 1 долю в СПК, строитель — 1,5, доярка — 2,5. У меня, председателя, — 5. В конце года каждый собственник «Снова» получает дивиденды — на них уходит 10 % прямой сельхозприбыли предприятия. Это, может, не слишком большие деньги, но и не маленькие. Например, моя мама, которая работала здесь дояркой, получит примерно 300 долларов, — объясняет на примере тонкости экономики предприятия Николай Радоман. — Доли эти не продаются, но передаются по наследству. Правда, только в случае, если наследник тоже работает в «Снове».

— А много желающих работать у вас? Нет кадрового голода? — поинтересовались журналисты.

— Какой кадровый голод? Сюда мечтают попасть на работу! А кто уже трудится в «Снове», тот очень дорожит своим местом. Зарплаты у нас по сельским меркам приличные — по 350-380 долларов, — рассказывает председатель СПК.

— Кадры подбираю лично. Очень помогает то, что я сам родом из Снова, знаю тут всех с их детства, понимаю, кто на что способен. У нас почти все кадры — здешние. И, надо сказать, золотые кадры! Мы с ними достигли европейских показателей в хозяйстве! Наше предприятие — на пике производства. Почти 9800 литров молока на корову — это показатель западных стран. По среднесуточному привесу на свинью, на корову — уровень Дании. Расти можем только за счет расширения.

— А может, расширить профиль производства? Например, мраморную говядину производить? Говорят, выгодно, — решились дать совет российские журналисты.

— Пока не планируем такого. Думаю, в Беларуси мало желающих найдется купить 150-граммовый стейк за 50 долларов. А именно столько и стоит мраморная говядина. Я, кстати, специально пешком из Канады в Америку границу перешел, чтобы попробовать такой стейк. Тогда я учиться по линии сельского хозяйства поехал в Канаду, — вспоминает Николай Радоман. — Пришел в ресторан, заказал стейк из мраморной говядины — 50 долларов за 150 граммов. Попросил хорошо прожарить — не люблю с кровью. Принесли, попробовал — от обычной говядины высшего сорта не отличить.

К слову, Николай Радоман не исключает возможность, что расшириться СПК сможет за счет… российской земли. Группа компаний «Адепт», включающая в себя крупнейшие предприятия в области сельского хозяйства, мясоперерабатывающей промышленности и розничной торговли в Новгородской области, предложила СПК «Агрокомбинат Снов» обрабатывать несколько тысяч гектаров их земли. К слову, руководителей белорусского агрокомбината и ЗАО «Адепт» связывают давние отношения. Представители группы российских компаний приезжали в Снов, чтобы перенимать опыт ведения хозяйства.

По материалам газет

«Мінская праўда»

и «Сельская газета».

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.