Учим детей читать

Поделитесь с друзьями
  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  

образование

Проблема развития навыка чтения младших школьников волнует учителей начальных классов и родителей. В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что у детей изначально отсутствует интерес к чтению, к книге. В первый класс всё чаще поступают дети со слабым словарным запасом, у многих первоклассников есть нарушения произношения звуков. Ребят больше привлекают компьютерные игры, мобильные телефоны, планшеты. Необходимо привлекать их к книгам, прививать любовь к чтению, развивать навык чтения. Прививать любовь к книгам следует с раннего детства, читая своим детям и внукам интересную для их возраста литературу, например, сказки. Личный пример родителей по работе с книгой способствует привлечению детей к чтению. Советую устраивать часы семейного чтения.

Хочется напомнить, что словосочетание «навык чтения» охватывает сложный комплекс умений и навыков. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется у ребёнка как умение, а затем, посредством разнообразных упражнений, отрабатывается на уровень навыка. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого текста. Беглость — это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного материала. Сознательность чтения трактуется как понимание прочитанного. Выразительность — это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Так же выделяется способ чтения: по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами. Все эти умения и навыки отрабатываются постепенно на уроках в начальной школе. Если родители желают научить ребёнка читать до школы, то самое важное — правильно знакомить с буквами, потому что переучивать сложнее, чем научить. Взрослые всегда могут получить консультации учителей начальных классов по вопросам обучения детей навыкам чтения.

Учащиеся моего нынешнего 3 «Б» класса стали больше читать, соответственно, крепче стали их знания по учебным предметам.  Они активно участвуют в проведении конкурсов чтецов, викторин, исследовательских работ, в проведении школьных олимпиад и интеллектуальных конкурсов. Мои ученики с удовольствием участвовали в районном конкурсе театральных постановок, сочинив сказку «Друг познаётся в беде». Роман Шантар, Екатерина Цвирко, Егор Махахей, Алексей Шахнов, Валерия Згирская с огромным волнением и желанием впервые выступали на сцене перед большим количеством зрителей. Это был наш маленький успех. Дети читали, учили слова, постигали азы нахождения на сцене, приобретали жизненный опыт.

На опыте убедилась, что дети сами любят сочинять истории, сказки, стихи. В классе всегда можно организовать выпуск мини-книжек, авторами которых являются сами дети или группа классного коллектива. Все с интересом и гордостью читают собственные сочинения.

Несмотря на встречающиеся проблемы, мы стараемся, действуем, творим, развиваемся, радуемся своим успехам и достигнутым результатам. Наша совместная деятельность — залог успеха в развитии навыка чтения детей.

Людмила СОСНИЦКАЯ,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа №4 г. Несвижа».


Поделитесь с друзьями
  •  
  • 4
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.