Матей РАДЗИВИЛЛ: «Искусство нужно показывать»

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Эта встреча с князем состоялась в Национальном художественном музее, где в то время проходила выставка «Радзивиллы: судьбы страны и рода». Это совместный проект музея, Национальной библиотеки, Национального архива и Матея Радзивилла. Впервые князь представлял 99 экспонатов из личного собрания.

Предысторию рассказал заместитель генерального директора Национального художественного музея Сергей Вечер:

— Год назад группа наших музейщиков была в Варшаве. Там мы созвонились с князем Матеем, и он пригласил нас в гости. Его квартира — сама как музей. Стены увешаны портретами великого рода. Мы в один голос сказали, что эту красоту нужно показать, и князь сразу согласился привезти свою коллекцию в Минск.

Для Матея Радзивилла коллекционирование семейных портретов и раритетов — продолжение дела матери (она из рода Чарторийских). По словам князя, именно она первой собрала и показала общественности коллекцию портретов представителей славного рода.

— Эти картины — моя повседневная реальность. Это очень личное, — рассказывает Матей Радзивилл. — Я знаю не только судьбы Радзивиллов, но и историю всех их портретов. Ведь некоторые висели у меня дома еще когда я был маленьким мальчиком. Помню, в каком месте они находились и в квартирах моей бабушки, тети. Например, сцена охоты в Несвиже. С ней связана одна семейная история. Буквально три года назад ко мне в Варшаву приехал из Италии дедушка — заядлый охотник. Посмотрев на картину, он удивился и спросил, как это можно было убить медведя зимой — он же в спячке в это время должен быть. Но дело в том, что тогда в гости к Радзивиллам приезжал сын германского императора Вильгельма — нельзя было без добычи вернуться.

— Пан Матей, легко ли даются решения делиться личным со множеством чужих людей из разных стран?

— Мне кажется, искусство нужно показывать. Очень приятно, что в Минске я увидел много людей, которых заинтересовала эта коллекция. Она — часть общего наследия Великого Княжества Литовского, поэтому важна для истории Беларуси.

— Собирать семейные раритеты Вы начали еще 20 лет тому назад. Как личная коллекция пополняется сегодня?

— Моим предкам пришлось пережить тяжелые времена. После войн в семье сохранилось мало. Многие экспонаты я покупал на аукционах по всему миру и у родственников. Например, около Флоренции живет мужчина, который иногда приобретает что-либо из радзивилловского наследия и звонит мне, предлагает выкупить. Так было с портретом кардинала Ежи Радзивилла XVI века. Он был написан в римском костеле, который брат Сиротки и построил. В те времена даже не у всех королей Польши были портреты, а у членов семьи Радзивиллов их рисовали. Каждый год я приобретаю по несколько предметов. Что-то обмениваю у представителей других родов. Многое приходится реставрировать. Вот последняя покупка досталась в ужасном состоянии. На портрете Кароля Станислава было много поврежденных фрагментов. Но у меня есть два очень хороших реставратора, с которыми постоянно сотрудничаю. Работу над этим портретом они закончили дня за три до того, как его нужно было везти в Минск.

Матей Радзивилл Несвиж последний раз посещал в ноябре прошлого года вместе с 26 молодыми потомками.

— Мы приезжаем в Несвиж в первую очередь для того, чтобы показать младшему поколению места, связанные с историей нашей семьи, — рассказывает князь. — Например, если растет маленький Радзивилл, мы ему объясняем, что он должен знать и чтить историю, хорошо учиться, чтобы быть достойным своего рода. Надеюсь, мои сыновья и племянники будут приезжать в Несвиж даже после моей смерти и продолжат коллекционировать семейные портреты.

— Не побоюсь сказать, что каждый белорус знает хотя бы одну легенду о Несвижском замке, о Радзивиллах. Как Вы относитесь к тому, что с вашей фамилией связано столько мистики?

— Если есть великий замок, значит, должны быть и легенды, мифы. Это нормально. Какая из них мне больше нравится? Не могу сказать. Для меня Несвижский замок — это дом. Я часто приезжал в Несвиж с моей тетей Эльжбетой. Она последняя из Радзивиллов, жившая там. Для нее это никакой не дворец, не музей, а дом. Такое же отношение унаследовал от нее и я, за что очень благодарен.

Кроме портретов, Радзивиллы привозили в Минск копию семейного генеалогического древа, которую подарили Национальному художественному музею. Полную родословную 20 поколений Радзивиллов составила когда-то тетя князя Матея. Затем была сделана цифровая версия древа, чтобы будущим поколениям было легче ее обновлять. Ведь каждые 10 лет Радзивиллы вносят новые данные об умерших и родившихся в их роду. Однако привезенную в Минск копию уже следует подправить. Во время презентации выставки кузен Матея Радзивилла Николай рассказал присутствовавшим, что необходимо добавить в родословную Станислава Радзивилла, родившегося год назад.

Вероника ЦВИРКО.

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.