Нововведения в законодательстве о контрольной (надзорной) деятельности

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В Республике Беларусь ведется активная работа по реформированию системы государственного контроля.  Так, 16.10.2017 года Президент Республики Беларусь подписал Указ  № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ). Данный нормативный акт предусматривает внесение масштабных изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», являющийся основополагающим документом при организации проверок.

Указ предусматривает следующие формы государственного контроля (надзора): выборочные проверки, внеплановые проверки, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, меры профилактического и предупредительного характера.

Отметим новую форму государственного контроля — выборочные проверки. Данная форма предлагается вместо ныне действующей системы плановых проверок. В отличие от плановых проверок, выборочные проверки могут быть назначены только с учетом имеющейся у контролирующих (надзорных) органов информации о возможных нарушениях законодательства со стороны проверяемого субъекта.

Указ значительно сокращает основания для назначения внеплановых проверок. Отменены такие основания, как ухудшение транспортной дисциплины на проверяемом субъекте, реорганизация проверяемого субъекта, получение доказательств по делу об административном правонарушении и др.

Согласно Указу, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность. Проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к таким мероприятиям, не допускается. В случае устранения выявленных нарушений меры ответственности к соответствующему субъекту не применяются.

Меры профилактического и предупредительного характера реализуются путем проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению выявленных недостатков; проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике; информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами; проведения семинаров, круглых столов и др.

Пункт 4 Указа устанавливает административную ответственность контролеров за совершение грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок. За соответствующие нарушения предусмотрено наложение штрафа на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа в размере от двух до тридцати базовых величин.

Также Указ предусматривает создание при Комитете государственного контроля нового органа — Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности. В его состав будут входить представители Генеральной прокуратуры и иных контролирующих (надзорных) органов. Основной задачей Межведомственного совета определен анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и разработка предложений по повышению ее эффективности.

Кроме того, предусматривается сокращение числа контролирующих (надзорных) органов. Из соответствующего перечня исключаются Министерство внутренних дел, Министерство связи и информатизации, Министерство спорта и туризма, Министерство энергетики и ряд других. В свою очередь, для некоторых органов, таких как Министерство информации, уменьшается количество сфер, в которых они будут осуществлять контрольную (надзорную) деятельность.

Основная цель Указа — придать  контролирующей деятельности государства более рациональный, обоснованный характер. Субъекты хозяйствования будут освобождены от излишних проверочных мероприятий.

Андрей МАХАНОВ,

помощник прокурора Несвижского района, юрист 2 класса.

 


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.