Как помочь подростку справиться с кризисом взросления

Поделитесь с друзьями
  •  
  • 6
  •  
  •  
  •  
  •  

Подростковый возраст (11 — 15 лет) — особенный, единственный, неповторимый и очень непростой этап человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. Период характеризуется интенсивным физическим, физиологическим развитием, половым созреванием. Благодаря бурному росту и перестройке организма, у подростков резко повышается интерес и одновременно критичность по отношению к своей внешности, многие начинают чувствовать себя неловкими, неуклюжими, сомневаются в своей привлекательности. Настроение  подростка характеризуется резкими перепадами от веселья  к унынию, особой чувствительностью. Одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка — общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для подростка главное — не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг). Очень важной особенностью подростка является  анализ своих и чужих поступков, непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытка оценить себя.

В отношениях с родителями также отмечаются перемены, подросток критически переоценивает их авторитет, начинает видеть недостатки родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, он одновременно противостоит им и нуждается в любви и поддержке. Общаясь со взрослыми, подросток отстаивает свою самостоятельность и независимость.  Подростковые интересы и увлечения зачастую могут быть непонятны взрослым, поглощать всё свободное время.

Если вы хотите сохранить хорошие отношения с подростком важно:

— исключить нотации и длинные предложения в общении с ним;

— перестать опекать подростка;

— избегать чрезмерной критики;

— предлагая что-либо сделать, предоставлять возможность самому выбрать время или способ;

— предъявлять аргументированные требования;

— отказаться от насилия;

— оказывать поддержку, выражать понимание, подбадривать.

Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте его таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний.     Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

Будьте терпеливы и терпимы, общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с ним общий язык.

Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.

Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо выслушать и посочувствовать.

Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте непонятные вам увлечения ребенка.

Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

Планируйте и проводите совместный досуг.

С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте ему возможность приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подрост-ком о его друзьях.

Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами ребенка, демонстрируйте  ваше уважение и признание его личности, индивидуальности.

Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для их достижения.

Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды.

Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники.

Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

Будьте для подростка примером, достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего  ребенка.

Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

Оксана  ЯРОЦКАЯ,

педагог-психолог

ГУО «Несвижская гимназия».                    

Марина ДИШУК,

педагог социальный

ГУО «Несвижская гимназия».


Поделитесь с друзьями
  •  
  • 6
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.