Об обращениях граждан

Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Прокуратурой Несвижского района установлен факт ненадлежащего рассмотрения письменного обращения, направленного из прокуратуры в сельскохозяйственную организацию для рассмотрения в соответствии с компетенцией.

Так, в прокуратуру района поступило обращение гражданки Н., работающей в сельскохозяйственной организации, которая просила проверить законность привлечения ее к дисциплинарной ответственности, а также указала, что, по ее мнению, отдельные работники организации не соответствуют занимаемым должностям ввиду отсутствия необходимой квалификации.

Обращение Н. рассмотрено прокуратурой района в части законности привлечения заявительницы к ответственности. В части, касающейся компетентности работников, обращение направлено директору соответствующей сельскохозяйственной организации для рассмотрения по существу.

Напоминаем, что, согласно ч. 1 п. 3 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон), организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном настоящим Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Таким образом, организация должна была рассмотреть по существу относящийся к ее компетенции вопрос о соответствии работников занимаемым должностям, после чего направить ответ заявительнице. Вместо этого организация лишь уведомила прокуратуру района о результатах проверки по указанному вопросу. Специалисты организации ошибочно трактовали перенаправление обращения из прокуратуры, решив, что окончательный ответ по всем изложенным в обращении вопросам будет давать именно правоохранительный орган, а от них требуется лишь проинформировать прокуратуру о результатах проверки по отдельному вопросу. Потенциальное нарушение Закона было своевременно предотвращено, и организация направила заявительнице ответ на соответствующий вопрос.

В правоприменительной практике возможны ситуации, когда для подготовки ответа на обращение необходимо получение информации от иных субъектов, подчиненных (подконтрольных) той организации, которая непосредственно рассматривает обращение.

К примеру, в районный исполнительный комитет обратился гражданин по вопросу благоустройства территории. Такие вопросы относятся к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов. Вместе с тем, для подготовки полного, всестороннего ответа райисполкому может потребоваться получение сведений от соответствующего сельского исполнительного комитета, предприятия системы ЖКХ, строительной организации и др. В этом случае райисполком поручает таким государственным органам и иным организациям предоставить необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции. Получив требуемые сведения, райисполком готовит и направляет ответ заявителю. От остальных государственных органов и иных организаций направлять ответ заявителю не требуется — они в рамках переписки с райисполкомом проинформировали его по вопросам, поставленным заявителем и относящимся к компетенции каждого из них.

В то же время, поступившее обращение может не относиться (полностью или в части) к компетенции того органа (организации), в который первоначально обратился заявитель. Так, приведенный в начале статьи вопрос соответствия работников занимаемым должностям не относится к предмету надзорной деятельности органов прокуратуры. В таком случае организация, руководствуясь ст. 10 Закона, может направить обращение субъекту, к компетенции которого относится решение изложенных в обращении вопросов, для рассмотрения по существу. Такой субъект, получив обращение, организует его рассмотрение в соответствии с требованиями Закона и направляет заявителю ответ. Очевидно, что неинформирование заявителя о результатах проверки является грубым нарушением, влекущим установленную законом ответственность, в том числе и наложение административного взыскания. В свою очередь, Законом не предусмотрена обязанность информировать организацию, из которой поступило обращение, о результатах его рассмотрения.

Итак, необходимо различать обмен информацией между организациями и непосредственное рассмотрение обращений по существу. Организации, которые в порядке ст. 10 Закона направляют обращения для рассмотрения, должны четко указывать в сопроводительном письме, что от адресата требуется рассмотреть обращение по существу. Субъект, получивший перенаправленное обращение, обязан принять все необходимые меры для полного, объективного, всестороннего рассмотрения обращения с обязательным информированием заявителя о результатах проверки.

Разграничение рассмотренных в настоящей статье ситуаций, возникающих в работе с населением, является одним из условий соблюдения прав и законных интересов заявителей.

Андрей МАХАНОВ,

помощник прокурора

Несвижского района,

юрист 2 класса.           


Поделитесь с друзьями
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.