С декабря 1941 по январь 1944 г. действовал в Кличевском, Киров-ском, Быховском, Березинском районах Могилевской области. В январе 1944 г. перебазировался в Клецкий район и распоряжением Белорусского штаба партизанского движения был включен в состав партизанского соединения Южной зоны Барановичской области. На день соединения с частями Красной Армии 4 июля 1944 г. насчитывал 287 партизан.
В период деятельности отряда на территории Клецкого района командирами являлись: Василий Матвеевич Сырцов (декабрь 1941— апрель 1944, погиб), Макей Севостьянович Михолап (апрель 1944 — май 1944, погиб), Аганес Александрович Хачатрян (май 1944 — июль 1944).
Комиссары: Аганес Александрович Хачатрян (март 1943 — май 1944), Николай Гаврилович Бураковский (май 1944 — июль 1944).
Начальник штаба — Федор Кузьмич Стерлев (август 1942 — июль 1944).
В фондах Несвижского историко-крае-ведческого музея хранятся несколько писем, датированных 1985 годом. Это письма ветеранов-партизан 620 отдельного отряда им. Чапаева, который дислоцировался сначала в лесах под Бобруйском, а затем освобождал Копыль-ский и Несвижский районы. Скорее всего, Виктор Адольфович Гуминский, которому адресованы письма, собирал воспоминания бывших партизан 620 отряда накануне 40-летия Победы.
Один из авторов, к сожалению, нам неизвестный, вспоминает: «В начале июня 1943 г. я и военнопленные Николай Михайлов, Цуканов (имя забыл), Юхо или Юхнель (имя не помню) бежали из немецкого гарнизона Заполье, которое находилось в Кличевском или Бобруйском районе. Нас подобрала группа партизан из 620-го отряда под командованием Кравченко. После проверки нас определили в 1-ю роту, которой командовал Карасев. Кроме ротных и отрядных операций, меня часто посылали с этой группой на разведку в гарнизоны Костричи, Красная Слобода, Любаничи и другие места, хотя взвод разведки под командованием Коноплича выполнял более глубокую разведку. Так продолжалось до ноября 1943 г.
После партизанского парада 7 ноября 1943 г. наш отряд и 208 партизанский полк под командованием полковника Ничипоровича отправились в рейд по тылам фашистов, с целью достичь районов Западной Белоруссии. Как было тяжело — ты сам знаешь. Было голодно и холодно. А главное, со всех сторон нас подстерегала смерть. Более месяца мы не были в каком-либо жилом помещении. Всё было спалено, а в других населенных пунктах стояли сильные, укрепленные гарнизоны немцев и полицаев. Долгое время фашисты не знали нашего маршрута, но когда мы были близки к цели, немцам было кое-что о нас известно. Участились стычки с врагом, которые успешно отбивали партизаны 208 полка.
Решительный бой, в котором немцы надеялись уничтожить 208 полк и 620 отряд, состоялся при переходе железной дороги Барановичи — Минск. К моменту и месту нашего форсирования дороги немцы подогнали два бронепоезда и перерезали нам путь. Осветив местность прожекторами, они начали бить по нашей колонне из крупнокалиберных пулеметов и пушек. Меня подозвал к себе командир отряда и приказал: «Вот тебе портфель (а он был, как чемодан), садись в санки и любой ценой переезжай левее бронепоездов через железную дорогу и жди основные подразделения отряда». Ездовым был Тихон Моненок. Конь был горячий и сильный. Когда мы оказались на полотне железной дороги, то сани перевернулись, мы, естественно, вылетели из них и потеряли друг друга. Остался я один, а справа идет страшный бой. Я ползком, с тяжелым чемоданом пересек насыпь и короткими перебежками добрался до мелколесья, где встретил небольшую группу своих партизан и комиссара Аганеса Александровича Хачатряна. Среди партизан был и Микулич — писарь штаба, который, по сути дела, должен был отвечать за штабные документы. Когда я передал портфель комиссару, он гневно посмотрел на Микулича, ругнул его по-армянски, а мне пожал руку и объявил благодарность. Начался рассвет, бой утихал и скоро стали собираться разрозненные группы. Только артиллеристы под командой Алексея Попова и несколько разведчиков не перешли железную дорогу, они укрылись в небольшом леске в 2-3 км от железной дороги. На другую ночь и они благополучно вернулись в отряд. Всего мы потеряли за этот рейд около 20 партизан. Дальше наш отряд без особых трудностей добрался до Большого Рожина Ганцевичского района, где встретился с тихомировцами, которые на первых порах помогли нашему отряду боеприпасами, продовольствием, обувью и одеждой. Комбриг Владимир Андреевич Тихомиров — полковник, Герой Советского Союза, бывший партизан нашего отряда лично по-братски встретил наш отряд в Рожино.
Я, как и ранее, находился в 1 роте, но к маю 1944 г. меня перевели в диверсионную группу Гулея Михаила, который считался первым диверсантом нашего отряда. Он за время пребывания в отряде пустил под откос более 10 эшелонов, за что был награжден орденом Ленина. Будучи в его группе мы пустили под откос три эшелона фашистов на железной дороге Барановичи — Ганцевичи. Трудно это было сделать, но Красная Армия уже освобождала Белоруссию, и мы старались сделать всё, что в наших силах, не думая о жизни и смерти, так как были молоды и верили в нашу Победу.
В июне 1944 г. я попал в группу Аверьянова ( в 1945 г. он был директором «заготзерно» на ст. Городея), которая помогала армейской разведке проникнуть ближе к Барановичам. За это нас поблагодарили армейцы и мы вернулись в отряд, который уже подходил к Клецку. Из Клецка большинство наших партизан прибыло в г. Несвиж, где одни остались восстанавливать советскую власть, а другие отправились на фронт — добивать фашистов в их же логове.
Я был назначен директором Петуховщинской, а потом и Сасколиповской семилетних школ. В Несвижском районе я проработал 36 лет и теперь нахожусь на пенсии по инвалидности, да и по годам.
Виктор! Многое забылось, но и этого достаточно, чтобы помнить до гроба.
11.01.1985».
В конце письма стоит подпись, которую мы пытались расшифровать. Пока поиски не дали результатов, поэтому обращаюсь к жителям нашего района и города с просьбой помочь установить фамилию этого человека, который освобождал наш район, а затем более тридцати лет работал в Несвижском районе.
Из письма партизанки 620 отряда Е.М. Молчановой: «…Мы живем с мужем в Могилеве, оба уже на пенсии. Здесь живут наши некоторые друзья-однополчане: Шаверины, Шиш Николай, Шорин Василий, Бураковский, ваша родственница Гуминская Миля Ивановна, иногда встречаемся с ними. Все уже, конечно, постарели, при встречах вспоминаем свою суровую молодость».
Из автобиографии Екатерины Марковны Молчановой: «Родилась 5 июня 1923 г. в г. Могилеве. Незадолго до войны окончила Могилевское педагогическое училище, готовилась стать педагогом, а пришлось стать партизанкой 620 отряда им. Чапаева. В отряде 620-м состою с февраля 1942 г. Работала в санчасти, лечила раненых, ходила в бой с санитарной сумкой на плечах. Выполняла и другие работы, готовила пищу, стирала и кипятила бинты, стояла на посту, ходила на диверсии, а в свободные минуты, которые были так редки, сидели у партизанского костра, вспоминали свою довоенную юность, детство, потому что, когда началась война, мне шел 18-й год. В 1943 г. коммунисты отряда приняли меня в свои ряды, я стала кандидатом в члены КПСС, а в 1945 г. была принята в члены КПСС. После соединения нашего отряда с частями Красной Армии и освобождения нашей Белоруссии, я работала завучем школы в Высокой Липе, редактором газеты районной г. Несвижа и редактором радиовещания, а затем уехала в г. Могилев, где и посвятила всю оставшуюся жизнь воспитанию подрастающего поколения. Имею 12 правительственных наград, среди которых «Партизан Отечественной войны», «За боевые заслуги», «За доблестный труд» и другие».
Еще одна супружеская пара, освобождавшая нашу землю от фашизма, Алексей и Нина Федоровна Шаверины, после соединения с Красной Армией работали в г. Несвиже в милиции до 1951 г. В 1951 г. переехали в д. Новая Мышь Барановичского района, а затем в Барановичи. Этих людей, скорее всего, уже нет в живых. Но письма, которые хранятся в фондах музея, хранят память о белорусских партизанах, о тех, кто сначала защищал и освобождал нашу землю, а затем, так же не щадя сил и здоровья, ударно и честно трудился на благо своей земли.
Ольга ШКРАБИНА,
старший научный сотрудник
ГУ «Несвижский историко-
краеведческий музей».