В работе с обращениями граждан мелочей не бывает. Письма, звонки, электронные обращения — это, с одной стороны, своеобразный индикатор, по которому определяются проблемные моменты, волнующие людей, а с другой — показатель степени доверия населения органам власти.
Что сегодня волнует несвижан, как местная власть помогает людям решать их проблемы, корреспонденту «НН» рассказала заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома Татьяна Гордийко.
— За январь — июнь этого года в Несвижский райисполком поступило 98 обращений: 25 устных, 39 письменных, 34 электронных. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общее количество обращений уменьшилось на 17 или 14,8 %. Причем если письменных и устных обращений стало на порядок меньше, то количество электронных осталось на прежнем уровне. В последнее время более востребованной стала электронная форма подачи обращений посредством рубрики «Электронные обращения» на официальном интернет-сайте райисполкома. И это закономерно, поскольку такой комфортный способ существенно экономит время, а электронный ответ имеет те же правовые последствия, — подчеркивает Татьяна Петровна.
Порядка 35 % всех обращений — электронные. В призме этого важно обратить внимание на бесперебойную работу технических систем и на информационную работу: люди должны знать, как составить и отправить электронное обращение. А увидеть, чем недовольны граждане, сейчас можно благодаря электронному порталу рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь по адресу: качество-услуг.бел.
Наиболее актуальными для жителей Несвижа и Несвижского района продолжают оставаться вопросы содержания жилищного фонда и благоустройства дворов. Эти темы поднимались в 40 заявлениях, что составляет 40,8 % от общего числа (в 2020 г. — 23 или 20 %). Стоит отметить, что много вопросов ушло в плоскость обращений по номеру «115» и звонков на «прямую телефонную линию». В текущем году возросло число жалоб по водоснабжению, канализации. А вот по содержанию жилищного фонда и дорог, а также по качеству оказания жилищно-коммунальных услуг произошло снижение. С наступлением жарких дней значительно увеличилось количество обращений по воде. Огородники, спасая посадки от засухи, производят больший забор воды, что, безусловно, сказывается и на ее напоре. И как следствие — звонки на «горячую» линию.
Несмотря на то, что в Несвижском райисполкоме во второй и четвертый четверг каждого месяца с 15.00 до 16.30 работает комиссия по координации работы по содействию занятости населения Несвижского района, граждане чаще стали обращаться по вопросам трудоустройства, как правило, к председателю райисполкома в ходе личного приема. И каждому обратившемуся были предложены вакансии.
Имеют место нарекания граждан на недостатки в торговом обслуживании (6 обращений, +2 к уровню прошлого года). Нарушается график прибытия автолавок, людей не всегда устраивает ассортиментный перечень товаров, высказываются пожелания по изменению графика работы автомагазинов и удобных для сельчан мест их остановки. Не единичны обращения по вопросам отказа в обслуживании покупателей без средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок).
А вот число земельных споров уменьшилось почти вдвое, втрое меньше стало нареканий на работу общественного транспорта, в пять раз — обращений по вопросам здравоохранения.
Из вышестоящих организаций в райисполком направлено по компетенции 14 обращений, а также 31 поручение по рассмотрению обращений. Данная проблема характерна не только для Несвижского района, но и для других регионов республики. Так, законодательством предусмотрено, что первоначально обращения подлежат рассмотрению по существу в мест-ных органах либо в других органах, если вопросы, изложенные в обращении, отнесены к их исключительной компетенции. Однако зачастую граждане обращаются сразу в Администрацию Президента, прокуратуру, облисполком, хотя их вопрос решается на уровне сельсовета, райисполкома, руководителя предприятия.
В настоящее время большую популярность обрели «прямые телефонные линии», которые порой помогают незамедлительно решать возникающие у людей проблемы. Еженедельно (по субботам с 9.00 до 12.00) по телефону 5-16-00 граждане из любого населенного пункта могут напрямую задать вопрос руководству своего района. Так, за январь — июнь текущего года на 24 «прямые телефонные линии» поступило 54 звонка. Очевидно, что несвижане достаточно активно используют такую форму связи. И 65 % обратившихся опять же поднимали вопросы коммунального и дорожного хозяйства. Значительное число звонков касалось ремонта жилых домов и инженерных сетей, уборки подъездов, благоустройства дворовых территорий. В зимний период много звонков поступало по уличному освещению и расчистке улиц от снега. В первоочередном порядке решались вопросы, где речь шла о безопасности пешеходов. Конечно, не все запланированные работы удается сразу выполнить из-за финансовых сложностей, такие вопросы ставятся на дополнительный контроль до полного разрешения.
К примеру, в прошлую субботу в ходе «прямой телефонной линии» к председателю райисполкома обратились 8 граждан, из них 7 — по вопросам коммунального и дорожного хозяйства. Так, жителей аг. Карцевичи волнуют низкие темпы работ по прокладке системы водоснабжения (просят провести собрание), также необходим ямочный ремонт дороги в агрогородке и обустройство пешеходной дорожки от магазина до почты. Гражданами были отмечены и проблемы водоснабжения в д. Куноса и подтопления земельного участка по ул. Луговой в аг. Заозерье (просят установить борт для отвода воды). Жительница д. Каролина подняла вопрос о наведении порядка на территории сельсовета, окоске населенных пунктов.
— В целом, вопросы у несвижан имеются, и все они за- фиксированы и направлены в соответствующие службы для решения ситуации. Также на свое обращение каждый позвонивший на «прямую телефонную линию» получит письменный ответ в установленные сроки, — говорит Татьяна Гордийко. — Каждое обращение, каждый звонок, предложение или замечание жителя города и района не остаются без внимания. И даже если человек критически оценивает те или иные решения, но при этом он обращается к местным руководителям, значит, он все-таки верит в их способность прислушаться к нему и устранить отмеченные недостатки. Крайне важно укреплять авторитет власти за счет выполнения обещанного.
Оксана ГРОХ.