Их работа и опасна, и трудна

В нынешнем году оперативно-дежурные службы нашей страны отмечают 102-ю годовщину со дня образования. Приказом Народного комиссариата внутренних дел Социалистической Советской Республики Белоруссии № 17, датируемым 18 ноября 1920 года, был назначен дежурный по комиссариату. Его основные обязанности включали в себя охрану правопорядка, прием от граждан заявлений о преступлениях и правонарушениях, подготовку донесений и доклад руководству обо всех происшествиях за сутки. По сути, все те функции, которые сегодня выполняет оперативно-дежурная служба.
Чтобы немножко увидеть, как это происходит, и понаблюдать за процессом, корреспонденты редакции отправились в районное отделение внутренних дел.
Здесь, буквально с порога, мы и оказались в нужном месте — рядом с застекленным окошком, над которым полукругом располагалась надпись: «Оперативно-дежурная часть». Нас пригласили «по ту сторону баррикад» — вовнутрь. В помещении с несколькими телефонами, компьютерами и мониторами, на которых отображались картинки с камер видеонаблюдения, нас поприветствовали двое сотрудников.
— Ключевые функции нашей части — это прием поступающих сообщений и оперативное реагирование на них, — рассказывает старший оперативный дежурный Сергей Гурин. — Также мы занимаемся выдачей вооружения и хранением спецсредств, приемом задержанных. Работа идет в круглосуточном режиме. На смену заступают три человека: старший оперативный дежурный, старший инспектор-дежурный и помощник дежурного. Смена длится 24 часа. Поэтому у нас предусмотрен по очереди 4-часовой сон и 2 часа на прием пищи — обед и ужин.
В этот момент к дежурному у окошка обращается пожилая гражданка. Мы становимся свидетелями диалога и наблюдаем за работой оперативника:
— У меня беда. Позвонили, видимо, какие-то мошенники…Сказали, что внучка попала в аварию, срочно нужны деньги… Я сыну позвонила, а он мне: «Мама, что ты наделала?»…
— А вы давали какие-то данные?
— Ничего не давала…
— Хорошо, главное паспортные данные не озвучивать, понимаете? Если паспорт не сказали, то не переживайте, ничего они не сделают…
— Да? Ничего не сказала… только они ведь снова позвонили, только уже на домашний. Девушка представилась медсестрой. А я говорю, что в милицию уже заявила, мол, с вами разберутся. И она тут же кинула трубку…
— Правильно сказали! Не волнуйтесь, это действительно мошенники. Их рабочая схема. Если паспортных данных не назвали, тогда не стоит переживать.
— Спасибо вам! Спасибо!..
Сергей Сергеевич подтверждает, что таких обращений много. И на каждое служба обязана отреагировать: от звонка с просьбой проверить соседний дом, в котором горит свет, при условии, что хозяева уехали, до сообщения о семейно-бытовом скандале или возгорании жилого дома.
— Такая работа требует быстрого принятия решений, чтобы не допустить тяжелых последствий. Старший оперативный дежурный может выслать на место происшествия либо группу задержания, либо следственно-оперативную группу. Если правонарушение не настолько тяжелое, можно отправить на рассмотрение участкового инспектора. Кроме того, ОДС держит связь с сотрудниками ГАИ, с медиками и пожарными, — делится с нами своим опытом помощник дежурного Игорь Авдей.
Все обращения фиксируются в электронной базе. В среднем, говорят здесь, за сутки поступает около 13-14 сообщений. По статистике большинство происшествий происходит в городе, где большая концентрация населения. Сверх обычного поступает звонков в праздничные дни или длинные выходные.
— Вы много чего повидали на своей практике. Да и работать приходится с людьми уязвимыми. Уязвимыми либо собственной бедой, собственными неприятностями, либо уязвимыми перед своей личностью — люди с зависимостями, например. А иногда и всё вместе. Как самому оставаться в здравом уме и сохранять эмпатию, сопереживание? Такое вообще возможно? — спрашиваем между делом.
— Главное, не воспринимать всё как собственное. Конечно, со временем ты привыкаешь. Насмотришься всякого, поймешь, как бывает, почему так, и всё меньше позволяешь этому тебя как-то беспокоить. В этой работе очень важна стрессоустойчивость. Ну и конечно опытность, знания, оперативность, концентрация внимания, реакция, — объясняет Сергей Сергеевич.
Между делом, пока есть минутка, мы просим оперативников сделать общее фото.
И они тут же принимаются за работу снова — ту, что и опасна, и трудна.



Дарья ПИВОВАРСКАЯ.
Фото Карины АНТОНОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!