Меню
Курс $  3.26 | €  3.52 | ₽100  3.53 |
Погода 12 °C

Владимир Мякиш: «Слово «война» человеку не подходит»

Нясвіжскія навіны 1 год назад 0 3

Афганистан –– это память и боль. Это место, где каждый человек был на виду, хватало двух-трех недель, чтобы обнажить душу и проявить характер, узнать, кто есть кто.
С одним из участников тех событий в преддверии памятной даты –– 15 февраля — удалось поговорить корреспонденту «НН».

Владимир Мякиш был призван в армию Несвижским районным военным комиссариатом 1 октября 1981 года. На тот момент ему было 18 лет.



–– На автомобиле нас отвозили в Минск, откуда мы самолетом летели в Туркмению. Там мы пробыли 3 месяца на карантине и за это время прошли курс молодого бойца, –– рассказывает мой собеседник. –– 18 декабря того же года на двух вертолетах отправились в Афганистан.

Владимир Владимирович служил в автомобильной колонне.

–– Мы занимались перевозкой различных необходимых грузов (бомб, снарядов, картофеля, цемента). По всей территории Афганистана двигались колонной из пятидесяти автомобилей «Урал». Душманы устраивали засады. Подбивали первую и последние машины, чтобы заблокировать движение, а сверху, с гор, добивали. Для выполнения поставленных задач вызывали вертолеты, которые устанавливали тишину. Чтобы продолжить движение, всё разбитое оставляли на обочине или скидывали в пропасть, –– вспоминает Владимир Мякиш. –– Колоны ходили до 5 часов, дальше наступал комендантский час. Однажды нам с прапорщиком пришлось задержаться и ехали мы уже в районе семи вечера. Попали под обстрел, и нашу машину подбили. Мы перевернулись и скатились в кювет, где автомобиль загорелся. Товарища убили, я его оттянул на метров 30. Душманы начали искать мои следы. Наверное, забрали бы в плен или вовсе убили. Спасло то, что на дороге показались огоньки –– это подоспело боевое охранение. С появлением двух БТР повстанцы убежали, я постучал прикладом в броню, люк открылся и нас с товарищем забрали. Меня доставили в госпиталь, где я прошел курс лечения, и через месяц был переведен в трубопроводные войска. Стояла задача — охранять трубопровод, который шел от Советского союза до Баграма.

Условия жизни были тяжелые: климат не подходил для нас. Очень жарко, босиком стоять на земле проблематично. Днем руку на машину не положишь, броня накалялась. Постоянно хотелось попить холодненькой водички и окунуться в какую-нибудь речку. Ничего немытого есть было нельзя, пить сырую воду тоже, потому — кипятили, добавляли верблюжью колючку. Дизентерию, желтуху, брюшной тиф можно было подхватить так же легко, как у нас насморк.

Песок был всюду. Как у нас метель, там — песчаные ветра. Сам край невероятно красивый: кругом горы, пустыни. Каждый кусочек земли обработан. Жить можно, если бы не стреляли.

Раз поехали в кишлак, повезли муку афганцам. Заезжаем и видим –– большой сожженный дом, а рядом стоят в основном дети и плачут. Нам на ломанном русском объяснили, что душманы пришли ночью, сожгли школу, убили учителя. Позже это повлияло на то, какую профессию выбрал. Вот уже 34-й год преподаю историю в Ланской школе. Являюсь руководителем по военно-патриотическому воспитанию. Считаю, что необходимо передавать накопленный опыт подрастающему поколению. Ветеранов Великой Отечественной войны с каждым днем становится всё меньше, сейчас — это наша задача.

Владимир Мякиш с трепетом вспоминает о своем возвращении.

–– Изначально никто не знал, что мы едем в Афганистан, ходили разные слухи. Родителям рассказал об этом в письме. За два года я их написал домой 72. Мать все сохранила. С родины весточки приходили очень редко и пачками по 5-8 штук. Смотрели на штемпель –– какое раньше написано, то и начинали читать. Телефонов не было, на присягу никто не приезжал, поэтому своих родных я не видел более двух лет. Вернулся неожиданно. Вечером родные сидели, смотрели телевизор, а тут я захожу, все, естественно, в слезы, что живой, здоровый. Бабулька моя начала меня ощупывать, целы ли ноги, руки.

В завершении диалога мой собеседник поделился своими мыслями о службе.

–– Армия из пацанов делает мужчин, но война –– это пот, грязь и кровь. Это очень тяжелая работа. Нет подъемов, строевой подготовки. Зато каждый делает свою работу и старается делать ее очень хорошо. Слово «война» человеку не подходит.

Валерия КОБОЗЕВА.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!