Фасованные товары − потребительские товары в упаковках любого вида, которые фасованы, упакованы и запечатаны в отсутствие покупателя таким образом, что содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или повреждения, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке.
Фасованные товары удобно покупать, легче транспортировать и хранить.
В настоящее время большинство товаров в магазинах являются фасованной продукцией (пищевые продукты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметическая продукция, краски и удобрения, корм для домашних животных и другое).
Приобретая фасованные товары, покупатель не может следить за процессом их фасования и контролировать при этом процесс измерения. Поэтому недобросовестный изготовитель может получить возможность «экономить» путем недовложения, когда действительное количество товара в упаковке зачастую оказывается меньше, чем промаркировано на ней, что приводит к существенным необоснованным тратам потребителя.
Для упорядочения оборота фасованной продукции в торговой сети Госстандартом установлены требования к определению количества фасованного товара и правилам его указания на упаковке.
С 1 января 2024 года вступает в силу «Положение об установлении требований к определению количества фасованного товара, правилам его указания на упаковке, при производстве (фасовании) и (или) реализации фасованного товара», утвержденное постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 4 мая 2023 г. №33 «О требованиях к определению количества фасованного товара» (далее – постановление).
Постановление разработано с целью установления единых обязательных требований для отечественных изготовителей или упаковщиков фасованного товара и поставщиков, ввозящих фасованный товар в Беларусь.
Требования распространяются на фасованный товар, предназначенный для потребителя, с одинаковым или различным номинальным количеством продукта в упаковке любого вида вне зависимости от способа упаковывания, реализуемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, за исключением:
лекарственных средств;
ветеринарных средств;
фасованных товаров, для которых требования к определению количества фасованного товара и правилам указания их на упаковке определяется международными договорами Республики Беларусь.
В постановлении установлены требования к определению количества фасованного товара в отношении содержимого одной упаковки и для партии товара, а также к порядку определения количества фасованного товара и хранению записей о результатах измерений.
Конкретизированы в Положении и требования к маркировке фасованного товара.
Если производство и упаковывание фасованного товара осуществляется по заказу другого юридического лица или ИП, реализующего фасованный товар, то это должно быть указано в маркировке.
В маркировке фасованного товара, предназначенного для продажи потребителю, номинальное количество продукта может быть указано в единицах величин массы, объема, длины, площади, а также в штуках. Выбор единицы зависит от состояния и консистенции продукта.
При этом количество продукта должно быть выражено числовым значением, в котором используется не более 3-х цифр независимо от того, где стоит запятая (указание более 3-х цифр допускается, если это предусмотрено используемым весоизмерительным этикеровочным оборудованием).
Установлены четкие правила указания количества пищевой продукции, находящейся в жидкой среде, а также замороженной продукции. Конкретные требования предъявляются и к фасованным товарам, упакованным в воздухо- и влагопроницаемую упаковку, подверженным естественной убыли за счет усушки, или содержимое упаковочной единицы которых может увеличиться в результате насыщения жидкостью.
Номинальное количество продукта размещается, как правило, на маркировочной поверхности упаковки, которая попадает в поле зрения покупателя, когда товар выставлен для продажи.
Постановление закрепляет требования по легкочитаемости нформации. Используемый шрифт, а также контраст между цветом фона и цветом нанесенной на него информации, должен обеспечить возможность прочтения информации без применения оптических приспособлений, за исключением используемых для коррекции дефектов зрения.
Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности (хранения).
Фасованные товары взвешены и промаркированы заранее. И продавец в магазине не вправе перед продажей снова взвешивает фасованный товар.
Мы все являемся потребителями фасованных товаров, и нормы нового Положения как раз и направлены на предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей фасованного товара, защиту интересов в части соответствия количества фасованного товара в упаковке, указанному в его маркировке.
Начальник отдела стандартизации
и сертификации
РУП «Слуцкий ЦСМС»
Полуянова Елена Ивановна