В Минском областном
исполнительном комитете состоялось заседание по вопросу реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года №2 «О дебюрократизации государственного аппарата
и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения».
— Вопрос реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» является, по моему мнению, одним из самых важных. Вся наша работа нацелена на то, чтобы повысить качество жизни населения. И мы, как представители государства, должны принять все меры не только по улучшению качества жизни людей, но и по совершенствованию механизмов работы с гражданами. Надо отметить, что в этом направлении сделано немало. Работа по рассмотрению обращений граждан законодательно урегулирована. Внедрен принцип работы «одно окно», который позволяет обратиться в государственный орган один раз с минимальным пакетом документов. Остальное — наша с вами работа. Выстраиваются цифровые платформы для работы с гражданами. Через средства массовой информации, в том числе электронные и социальные сети, граждане получают максимальную информацию о жизни страны и конкретного региона, получают ответы на актуальные вопросы волнующего населения. Граждане могут обратиться напрямую на телефонные линии, которые проводятся на регулярной основе. Проводятся приемы граждан. Уважаемые коллеги, работа по рассмотрению обращений граждан и в нашей области, и в стране в целом налажена. Обращения рассматривались. Правда, не всегда вовремя и в полном объеме. Имеют место случаи, когда обещанного люди ждали годами, что нас абсолютно не красит. Хочу сразу же всех предупредить, не давайте невыполнимых обещаний, — подчеркнул председатель Минского областного исполнительного комитета Алексей Кушнаренко.
— Основополагающими принципами Директивы №2 являются открытость государственных органов, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение нормальной жизнедеятельности населения и повышение качества жизни наших людей, — сообщила в своем докладе управляющий делами Миноблисполкома Татьяна Шевцова. — И это наша важнейшая задача, решение которой во многом зависят от того, насколько эффективно действует система работы с населением. На протяжении всего 2024 года мы наблюдали рост числа обращений, поступивших в Минский областной исполнительный комитет. За год мы получили плюс 1330 обращений, рост на 21,6%. Одновременно на 12,4% возросло число обращений, поступивших в районные исполнительные комитеты и Жодинский горисполком. По объективным причинам наибольшее количество обращений поступает из тех районов, где проживает больше населения.
А расположение в непосредственной близости к белорусской столице еще добавляет проблемных вопросов, которые приходится решать пристоличным регионам. Более 66% от общего числа обращений, поступивших в исполкомы всех уровней, касалось вопросов шести районов. Один только Минский район в общей количестве обращений занимает более 35%. А это почти 13 тысяч обращений за 2024 год. В то же время в прошедшем году по Минскому району произошло снижение отдельного веса в общем количестве обращений на 1,3%. Также немного снизился отдельный вес по вопросам Борисовского района.
По сравнению с 2023 годом снизилось число обращений по вопросам архитектуры и строительства, торговли и бытового обслуживания, образования. Традиционным «лидером» по количеству обращений остается отрасль жилищно-коммунального хозяйства — плюс 378 обращений за 2024 год или 123% к 2023 году. Удельный вес отрасли в общем количестве обращений — почти 27%. В то же время, в 2023 году он был выше и составлял 35,1%. У нас идет снижение удельного веса обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства более ,чем на 8%. В рамках этой тематики в 2024 году меньше поступило обращений по вопросам водоснабжения и качества воды — на 43%, обращения с твердыми коммунальными отходами — на 55%, отопления — на 19%, электроснабжения — на 16%. На второе место по количеству вышли обращения по вопросам землепользования. Больше всего жителей волновали вопросы установления границ земельных участков, регистрации недвижимости и деятельности органов по регистрации, актуальные земельные споры. Более 13% обращений — это вопросы содержания дорог и работы транспорта. Рост за год — на 30%. В основном по вопросам ремонта, строительства и содержания дорог.
Самое большое число обращений из расчета на 10 тысяч жителей — по Смолевичскому району — 98,7. Также высоким, выше среднеобластного, — в Воложинском, Минском, Логойском, Пуховичском, Червенском, Дзержинском районах. По остальным регионам показатель ниже среднеобластного и самый низкий — по Несвижскому району: 17,8 обращений на 10 тысяч жителей. Хочу отметить, что по итогам первого квартала текущего года самое большое количество обращений из расчета на 10 тысяч жителей, поступивших в облисполком, опять касаются Смолевического района. На втором месте — Минский, на третьем — Логойский. Все мы понимаем, что своевременное и достойное решение насущных проблем людей, внимательное и вежливое к ним отношение значительно снижает количество жалоб и обращений, которые являются своеобразным отражением всего происходящего как в регионе, так и в отдельной отрасли. У населения имеется немало претензий к органам исполнительной власти в части основных вопросов жизнеобеспечения, которые райисполкомы и сельисполкомы вполне способны решать самостоятельно, не дожидаясь указаний со стороны вышестоящих структур государственного управления. И об этом прямо говорится в 4-м пункте Директивы №2. Учитывая, что почти 80% поступающих в облисполком обращений могут и должны решаться на местах, райисполкомы и сельисполкомы просто обязаны постоянно держать руку на пульсе, изучать ситуацию, общаться с людьми, объяснять и принимать исчерпывающие меры по разрешению проблемных вопросов на местном уровне.
Ирина ЕФИШОВА.