Меню
Курс $  3.02 | €  3.69 | ₽100  4.05 |
Погода 12 °C

Когда молчание — не золото

Нясвіжскія навіны 1 день назад 0 17

Пост опубликован: 26.05.2025

Буллинг, или травля, — жестокая реальность, проникающая в школьные коридоры и дворы, отравляя детство и юность. Речь идет не о случайной ссоре, а о систематическом, целенаправленном давлении одного или группы людей на другого. Это может быть физическое насилие, словесные оскорбления, унижения, распространение слухов или кибербуллинг — травля в интернете.

Последствия буллинга могут быть катастрофическими. Жертвы травли испытывают чувство страха, одиночества, беспомощности. У них падает самооценка, ухудшается успеваемость, появляются проблемы со сном и аппетитом. В самых тяжелых случаях буллинг может привести к депрессии, тревожным расстройствам и даже суицидальным мыслям.



Почему же буллинг так распространен? Причины кроются в различных факторах: неблагополучная семейная обстановка, агрессия, транслируемая СМИ, желание самоутвердиться за счет унижения других. Важно понимать, что агрессоры часто сами нуждаются в помощи.

Принято считать, что травят тех, кто чем-то внешне отличается от остальных. Когда я увидела свою героиню, то никак не могла поверить, что она могла стать жертвой буллинга. Высокая, стройная девочка-подросток с роскошными длинными волосами и огромными голубыми глазами. Вежливая, приятная и скромная школьница очень искренне рассказала о том, что ей пришлось пережить.

Семиклассница Наташа (имя девочки изменено по этическим соображениям) до пятого класса считала себя очень счастливой девочкой. У нее для маленького детского счастья было все необходимое: хорошая любящая семья, друзья, любимые увлечения… С четырех лет Наташа занималась спортивной гимнастикой и очень преуспевала в этом виде спорта. Ее жизнь изменилась внезапно: семья переехала в другой город. Наташа не боялась нового школьного коллектива, ведь девочкой она была общительной, легко находила контакт со сверстниками. Она даже ждала первого сентября и встречи с новым классом: ведь так у нее появится еще больше друзей. К сожалению, все детские мечты остались лишь мечтами. Новый коллектив не принял Наташу.

— Я никогда не думала, что такое может быть в пятом классе, — делится девочка. — Спустя неделю меня стал обижать одноклассник. И повода никакого не было. Он просто брал мои вещи — рюкзак, пенал или сменную обувь — и бросал по классу. Я пыталась с ним поговорить, спросить, чем же мои вещи ему помешали, но он не слушал, ничего не отвечал. Позже к нему присоединились и другие мальчики. Гораздо хуже стало уже в 6-м классе: они начали меня толкать, пинать, обзывать… И так каждый день! Я молчала, никому не жаловалась, думала, что сама смогу справиться с этим, до последнего надеялась, что они прекратят издевательства. Девочек в классе было намного меньше, чем мальчиков. С девочками мы поначалу подружились, но позже мне сказали, что дружить со мной не будут, потому что не хотят, чтобы над ними также издевались, как надо мной.

Наташа стала тренироваться еще больше, находя в этом своего рода отдушину. Очень поддерживали друзья из прежней школы, с которыми девочка была на связи. Развязка этих двухлетних мучений наступила внезапно и неожиданно. Главный обидчик Наташи в тот день перешел все возможные границы и плюнул ей на голову при всем классе. Это и стало последней каплей в чаше поистине ангельского терпения девочки. Под бурный смех мальчишек она вскочила из-за парты и накинулась на обидчика. И вся душевная боль, копившаяся почти два года, выплеснулась наружу: она знатно поколотила того, кто травил и не давал нормально жить. Обидчик превратился в жертву, а его мама позвонила Наташиной маме с претензиями. Так вскрылась вся правда. Сор из избы, конечно, никто выносить не стал. Наташина мама, узнав все подробности, по окончанию учебного года перевела дочку в другую школу. Вот уже год она в новом коллективе, и все у нее замечательно.

— Разные ситуации происходят в школе, но такого кошмара, который творился, нет, — отмечает Наташа. — У меня наконец-то появились новые друзья, мне комфортно. Я хочу сказать тем, кого обижают также, как обижали меня: не молчите и говорите своим родителям. Мама много раз спрашивала меня о том, что случилось и почему я грустная. И я никогда ей не говорила о том, что ко мне плохо относятся в классе. Просто не хотела, чтобы кто-то знал об этом. Я не жаловалась учителям, потому что не привыкла жаловаться. Теперь я жалею о том, что вовремя не рассказала никому: все издевательства прекратились бы гораздо раньше, не нужно было бы терпеть их два года. Я думала, что смогу договориться, что сумею их победить тем, что не буду реагировать и отвечать. И не смогла… Будьте смелыми!

Истории буллинга детей в школе — это не просто отдельные эпизоды жестокости, а зачастую целая система, пронизывающая школьную жизнь. Они оставляют глубокие шрамы в душах пострадавших, влияя на их самооценку, социализацию и даже физическое здоровье.

Важно понимать, что травля — это не «детские шалости». Это форма агрессии, которая может иметь долгосрочные последствия для всех участников: жертв, агрессоров и наблюдателей.

Прокурор Несвижского района Виталий Голубович прокомментировал возможные правовые последствия подобных действий:

— На наш взгляд, ответственность за подобные действия является одним из способов недопущения проявления жестокости в подростковой среде. Чувство безнаказанности в этом случае будет фактором появления чувства вседозволенности, что может привести к более тяжким последствиям. Профилактическая работа с юными агрессорами должна проводиться во взаимодействии с психологами, давая возможность осознать неправильность совершенного поступка.

С юридической стороны это можно расценить как мелкое хулиганство либо оскорбление, что при достижении возраста шестнадцати лет влечет за собой административную ответственность, однако при наличии определенных условий вышеуказанный пример может быть квалифицирован как злостное хулиганство, а это ч.1 ст. 339 Уголовного кодекса. При этом для уголовной ответственности возраст подростка начинает учитываться с четырнадцати лет.

По общим правилам учреждения образования обязаны обеспечивать безопасные условия при организации общеобразовательного и воспитательного процессов, однако родителям не стоит забывать о том, что они также несут ответственность за своих детей.

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, в соответствии со ст.10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

Помимо этого, родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, имеют право обратиться в суд с исковыми требованиями о возмещении причиненного материального вреда, при его наличии, либо материальной компенсации морального вреда, защите чести и достоинства, опровержения не соответствующих действительности сведений.

Не следует забывать о комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, в функции которых входит прямая обязанность осуществления мер профилактики правонарушений несовершеннолетних.

В любом случае позиция умалчивания о происходящих случаях буллинга будет являться одним из факторов его продолжения и не позволит своевременно отреагировать, защитить пострадавшего ребенка и скорректировать противоправное поведение его обидчиков.

Татьяна Подоматько, врач-психотерапевт УЗ «Несвижская ЦРБ»:

— Да, в действительности школьная травля может иметь в дальнейшем большие разрушающие последствия. Ребенок, подвергающийся буллингу, глубоко страдает и переживает, у него может серьезно снижаться настроение, появляться раздражительность, может быть подорвана уверенность в себе, проявляться замкнутость, иногда пропадает аппетит, нарушается сон. Самое страшное и сложное последствие буллинга — мысли о суициде и даже попытки его совершить. На это нужно реагировать немедленно. Скорость реакции очень важна, т.к. чем быстрее будут приняты меры, тем меньшей будет степень травматизации. Во взрослой жизни также могут проявляться последствия школьной травли, взрослый человек могут чувствовать себя отверженным и изолированным от других людей, могут иметься проблемы с доверием к другим и устанавливанием близких отношений, часто могут быть проблемы с участием в социальных мероприятиях и общении с другими людьми. Травля в школе также может оказать влияние на профессиональную жизнь во взрослом возрасте, могут иметься проблемы с установлением профессиональных отношений и удержанием работы, взрослый человек может испытывать чувство неуверенности в своих профессиональных навыках и способностях, что может привести к проблемам с продвижением по карьерной лестнице.

Ребенка нельзя оставлять наедине с проблемой, ведь сам он ее не решит. Ведь дети, также как семиклассница Наташа, чаще всего не говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Поэтому родителям очень важно поддерживать доверительные отношения со своим ребенком, не обесценивать его проблемы, быть поддержкой и опорой, чтобы ребенок не боялся открыться и рассказать о своих переживаниях.

Если взрослый замечает, что в школе у ребенка что-то неладно, начните разговор об этом — это огромный шаг к исправлению ситуации. Возможно, работать над ней придется профессионалам, привлекать педагогов, психологов. Но самое важное — выяснить, что происходит с ребенком и дать ему понять, что у него есть поддержка.

Ирина ЕФИШОВА.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!