С 1 сентября 2025 года в белорусских школах вводится запрет на свободное пользование мобильными телефонами.
С нового учебного года все школы Беларуси станут «территориями без телефона». Ученики будут сдавать свои мобильные устройства в специально оборудованные ячейки перед началом занятий и забирать их только после окончания учебного дня. За сохранность гаджетов будут отвечать назначенные работники школы, а сами ячейки установят в зонах с видеонаблюдением, что гарантирует безопасность устройств.
Такое решение принято в рамках обновленных Правил безопасности организации образовательного процесса и направлено на борьбу с мобильной зависимостью среди школьников. По наблюдениям педагогов, чрезмерное использование телефонов приводит к снижению концентрации внимания, регрессу коммуникативных навыков и ухудшению успеваемости. Родители также поддерживают инициативу, отмечая, что дети все меньше общаются друг с другом и часто пользуются интернет-подсказками во время выполнения заданий.
Ранее в Беларуси уже действовал запрет на использование телефонов во время уроков, однако теперь ограничения распространяются на весь период пребывания в школе. Исключение сделано для образовательных целей — например, при использовании QR-кодов в учебниках, а также для экстренной связи с родителями вне уроков.
Аналогичные меры уже давно применяются в ряде европейских стран, таких как Великобритания и Австрия, где запрет на телефоны в школах помогает создавать более продуктивную и безопасную образовательную среду.
Министр образования Андрей Иванец объяснил, что такая мера направлена на борьбу с мобильной зависимостью у детей, улучшение коммуникативных навыков и повышение качества учебы. По наблюдениям педагогов, чрезмерное использование телефонов приводит к регрессу в общении и снижению внимания на уроках. Родители также поддерживают эту инициативу, поскольку обеспокоены влиянием гаджетов на поведение и успеваемость детей.
Елена Журавлёва, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, директор учреждения образования «Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа»:
— Я считаю, что запрет на использование мобильных телефонов в школе — это важный шаг к созданию более благоприятной образовательной среды, благодаря которому произойдет улучшение учебного процесса: без отвлекающих факторов ученики могут лучше сосредоточиться на уроках. Ограничение доступа к социальным сетям и мессенджерам, безусловно, снизит риск кибербуллинга среди подростков и защитит от нежелательного контента.
Несомненно, постоянное отвлечение на гаджеты мешает сосредоточиться на учебе и снижает качество образования. В то же время, важно обеспечить баланс: телефоны могут быть полезными для обучения и быстрого обмена информацией в случае необходимости.
В целом, многие эксперты считают, что баланс между использованием мобильных телефонов и их ограничением — наиболее эффективный подход. Считаю целесообразным разрешить использование телефонов во время перерывов или для учебных целей под контролем педагогов.
Предлагаю разработать единый алгоритм реализации запрета для всех учреждений, провести качественную разъяснительную работу среди субъектов образовательных отношений — детей, законных представителей, учителей, работников. Если не будет единомыслия и понимания — эффект хорошей инициативы будет.
Дарья Телехович, учащаяся 5 класса:
— Я считаю, что телефоны в процессе обучения — это неправильно, потому что дети часто списывают или играют на уроках. Потом, когда придет время экзаменов, в голове знаний не будет, ты не сможешь их сдать и поступить куда-то будет сложно. Телефоны нужно сдавать при входе в школу.
София Дашко, учащаяся 9 класса:
— Я поддерживаю разум- ные ограничения. Однако полный запрет без продуманной альтернативы может создать неудобство. Главное, чтобы это реально улучшало качество образования, а не стало формальностью.
Арсений Пешко, учащийся 5 класса:
— Я считаю, что телефоны на уроках нужны, так как есть много разных программ, сайтов, которые действительно полезны и делают уроки интереснее. Однако на него не нужно полагаться при проверке знаний, потому что мы должны сами запоминать информацию и отвечать. Я думаю, что сдача телефонов на входе в школу — это не очень хорошо, потому что неизвестно как их будут хранить и следить за ними. Если этот вопрос будет хорошо продуман и учителя смогут брать телефоны для детей в рамках урока, то будет неплохо. Также важна связь с родителями в некоторых случаях.
Владислава Климко,учащаяся 9 класса:
— Я поддерживаю запрет на телефоны. Как инструмент обучения смартфоны могут быть полезными для быстрого поиска информации, но также и ограничивать собственное знание. Телефоны многим мешают концентрироваться на действительно важном и способствуют списыванию. Я считаю, что они снижают живое общение между нами. Запрет с 1 сентября может быть оправдан для повышения дисциплины и уровня знаний, но важно предусмотреть, что полный запрет может создать неудобства.
Вероника Сачук, учащаяся 5 класса:
— Я считаю, что телефоны на уроках не нужны, поэтому их можно сдавать. Знания должны быть на хорошем уровне без помощи телефонов. Но меня очень беспокоит, кто и как будет следить за моим телефоном, когда я его сдам. Также беспокоит то, что тогда не будет возможности срочно связаться с родителями. Надеюсь этот момент тоже продумают.
Иван Кузнецов, учащийся 9 класса:
— Я поддерживаю это, так как знания — это то, что есть у тебя в голове, а не то, что ты берешь из других источников, в том числе и из телефона. Это неправильно. Ты обманываешь не только окружающих, но и себя. Я считаю, что если мы будем сдавать телефоны при входе в школу, то уровень наших собственных знаний повысится, так как вся надежда будет только на себя.
С 1 сентября 2025 года в белорусских школах вступают в силу следующие ключевые изменения.
- Увеличение количества уроков физической культуры: вместо двух уроков в неделю будет три. Это направлено на повышение двигательной активности школьников и создание комплексной системы здоровьесбережения в учебных заведениях.
- Введение нового учебного предмета «История Беларуси в контексте всемирной истории» для 10 — 11 классов. Цель — формирование у учащихся целостной картины мира и умения критически оценивать исторические события.
- Запрет на свободное пользование мобильными телефонами: школы будут признаны «территориями без телефона». Ученики будут сдавать телефоны в специальные ячейки на время пребывания в школе, за сохранность гаджетов будут отвечать сотрудники школы.
- Расширение программы учебно-полевых сборов: с 2026 года 10-классники (не только кадеты и суворовцы) будут проходить 10-дневные учебно-полевые сборы сразу после окончания учебного года — с 26 мая по 5 июня.
- Развитие инклюзивного образования: для детей на домашнем обучении добавлены часы по изобразительному искусству, основам безопасности жизнедеятельности, искусству (отечественная и мировая художественная культура) и черчению.
- Обновление правил приема в гимназии и школы: с 1 сентября 2025 года при приеме в гимназии и средние школы не будут допускать к конкурсу детей с неудовлетворительной оценкой поведения в год приема.
- Дополнительные возможности для старшеклассников сельских школ, специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ — появится возможность обучаться вождению.
Эти изменения направлены на повышение качества образования, укрепление здоровья школьников и формирование у них критического мышления и социальных навыков.
Подготовили Ирина ЕФИШОВА и Дарья ВАСИЛЬКОВА.