В 2025 году отмечается увеличение числа сложных схем, где преступники действуют группами, используя многоуровневые сценарии: сначала звонит один «сотрудник», затем другой, представляясь работником банка или милиции, чтобы вынудить жертву оформить кредит или перевести деньги на «безопасный» счет. Мошенники активно используют современные технологии, включая искусственный интеллект и подмену номеров. Подробнее о ситуации с киберпреступностью в нашем регионе рассказал заместитель начальника Несвижского РОВД Александр Крупко.
— Александр Александрович, какие меры были приняты в этом году для борьбы с интернет-мошенничеством в Минской области?
— В текущем году мы усилили профилактические меры, что позволило добиться снижения числа мошенничеств и вымогательств в сети Интернет как на территории Несвижского района, так и в Минской области.
— Какие виды мошенничества сейчас встречаются чаще всего?
— Наиболее распространенный способ — это завладение денежными средствами граждан под предлогом оплаты товаров, предложения о продаже которых размещаются на интернет-ресурсах. Продавец просит внести предоплату или полную стоимость товара, а после получения денег прекращает общение и блокирует покупателя.
— Фиксируются ли случаи мошенничества, связанные с банковскими услугами?
— Да, такие случаи встречаются регулярно. Преступник звонит гражданину, представляясь сотрудником банка, и сообщает, что якобы кто-то пытается снять деньги с его счета. Для предотвращения этого просит назвать номер банковской карты и цифры с ее оборотной стороны. Для убедительности злоумышленник говорит, что информация будет записана специальным устройством-роботом. Также на номер потерпевшего приходят СМС с кодами, которые якобы нужны для отмены операции. После передачи данных происходит несанкционированный доступ к счету и снятие средств.
— Есть ли новые схемы обмана, связанные с личными отношениями?
— Продолжают фиксироваться случаи, когда мошенники, представляясь военнослужащими или иностранцами на сайтах знакомств, устанавливают доверительные отношения с жертвами. Они рассказывают о якобы большом состоянии, которое хотят передать для совместной жизни, и просят оплатить расходы за пересылку ценностей. После оплаты мошенники продолжают выманивать деньги, ссылаясь на новые препятствия, — арест счетов, таможенные оформления и так далее.
— Какие еще виды преступлений в глобальной сети остаются актуальными?
— Всё еще распространены мошенничества при оплате товаров и услуг через интернет — сдача квартир, покупка товаров, выполнение курсовых работ и тому подобное. Кроме того, имеет место быть и вымогательство: после обмена интимными фото или видео мошенники угрожают их распространением и требуют деньги за молчание. Есть же и другая ситуация, когда злоумышленники незаконным путем, например, посредством взлома аккаунта, получают доступ к личным фото и видео жертвы. В последнее время злоумышленники звонят под видом представителей сотовых компаний или сотрудников РУП «Белтелеком» под предлогом заключения дополнительных соглашений или, например, перезаключения договоров. Из-за загруженности люди соглашаются провести эти процедуры дистанционно и диктуют мошенникам свои паспортные данные. После жертва получает сообщение с так называемыми «кодами подтверждения» и передает их аферистам. По итогу таким образом оформляются онлан-заявки на кредиты. Иногда жертв киберпреступлений просят установить какое-либо приложение на свой смартфон. Оно является так называемым «шпионом»: помогает получить доступ ко всей информации, хранимой в телефоне, в том числе и к банковским данным.
— Какие рекомендации Вы бы дали гражданам, чтобы не стать жертвой мошенников?
— В первую очередь, не доверяйте незнакомым людям и избегайте общения с подозрительными собеседниками. Не предоставляйте доступ к своим аккаунтам и персональным данным, не храните конфиденциальную информацию в свободном доступе. Если получили просьбу перевести деньги — перепроверьте информацию, позвонив знакомому. Если звонит якобы работник банка — не сообщайте ему никаких данных, а сами свяжитесь с банком по официальным номерам. Совершая покупки в интернет-магазинах, убедитесь, что они реальные, перепроверьте указанные реквизиты, ведь сейчас такая информация доступна в сети. Особое внимание уделите ситуациям, в которых требуется полная предоплата интересующего вас товара. Как правило, реальные интернет-магазины и добросовестные продавцы не настаивают на таких условиях. Будьте бдительны и берегите свои данные!
Ирина ЕФИШОВА.