Профессия эколога в конце 1980-х годов была на пороге больших перемен. В СССР и странах Восточной Европы экология как наука и практика только начинала формироваться
как самостоятельное направление. Многие специалисты, пришедшие в эту сферу в те годы, стали пионерами в деле охраны природы и заложили фундамент для современных
экологических систем. Михаил Чичко занимался охраной природы в Несвижском районе больше 20 лет.
Его трудовой путь начался в декабре 1988 года с должности государственного инспектора районной инспекции по охране природы, позже он стал начальником отдела. Сейчас Михаил Михайлович работает главным лесничим ГЛХУ «Красносельское» (Минский район), но с удовольствием вспоминает о годах работы на Несвижчине.
— Михаил Михайлович, если вернуться в 1988 год, какие экологические проблемы были актуальны в нашем районе? Чем вы занимались?
— Тогда круг обязанностей был относительно небольшим. Мы занимались охраной и использованием водных ресурсов, охраняемыми территориями и Красной книгой. Немного занимались охраной земельных ресурсов. Со временем функции расширились: начали заниматься охраной атмосферного воздуха, появились регио- нальные экологические лаборатории. Позже в наши обязанности вошли вопросы, связанные с отходами, — утилизация, сортировка мусора, строительство полигонов. Сначала в районе было около 68 мини-свалок, потом их количество сократилось до 30, а затем построили два крупных полигона, в Несвиже и Городее, куда свозили отходы со всего района. Мы одними из первых начали сортировать мусор на полигоне, пусть и примитивно, но с чего-то нужно было начинать.
— Какие задачи были самыми сложными в вашей работе?
— Самым сложным этапом, на мой взгляд, стало экологическое просвещение и образование. Мы ходили в школы и детские сады, чтобы привить детям бережное отношение к природе. Для этого нужен был твердый авторитет и постоянная работа. Мы начали со школ, позднее подключились к экологическому просвещению и детские сады. С детьми, конечно, проще, потому что они быстрее воспринимают новые ценности, но важно, чтобы и взрослые понимали законодательство и соблюдали его. Наша цель была не наказать, а устранить нарушения и сделать так, чтобы они не повторялись.
— Как Вы считаете, с кого нужно начинать экологическое воспитание — с детей или со взрослых?
— Я считаю, что начинать нужно с семьи. Родители должны объяснять детям, как бережно относиться к природе, сортировать мусор, например. Но дети, как правило, более восприимчивы к новой информации. Бывали случаи, когда ребенок делал замечание родителям за выброшенный мусор и сам относил его в урну. Всё начиналось непросто, но постепенно культура обращения с отходами менялась.
— Михаил Михайлович, что для Вас как для профессионала значит слово «экология»?
— Для меня экология, если упростить этот термин, — это, прежде всего, среда обитания, в том числе и человека. Чем комфортнее эта среда, тем лучше у нас экология. Это рациональное использование ресурсов: не брать лишнего и не загрязнять больше, чем можно допустить. Всё, что можно использовать повторно, — мусор, отходы, сточные воды — нужно использовать, а не закапывать. Нужно рационально использовать те ресурсы, которые мы берем у природы. Например, можно взять бревно, выпилить из него несколько хороших досок, а остальное выбросить в лес, чтобы гнило. А можно использовать его с умом, получить из бревна всё, что можно, а потом еще и сделать топливные пеллеты. Аналогичные примеры можно привести и с водой, и с землей… Главное — рационально использовать то, что мы получаем от природы.
Ирина ЕФИШОВА.