25 октября 2024 г. было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь №792, которое установило новые правила в отношении предоставления гражданам Республики Беларусь такого инструмента как уникальный идентификатор.
Он необходим для строгой идентификации гражданина на едином портале электронных услуг, для активации личного кабинета и возможности получения электронных государственных услуг и сервисов без использования электронно-цифровой подписи. Он бесплатен. Всё, что нужно для того, чтобы его получить, это единожды прийти в службу «одно окно», заявить о желании его получения, заполнить соответствующее заявление, подать это заявление и активировать свой личный кабинет. На данный момент идентификатор бессрочен.
Для получения цифровых сервисов с телефона нужно установить приложение «Е-Паслуга», которое обеспечивает возможность безопасного доступа к личному кабинету на едином портале электронных услуг. С использованием уникального идентификатора можно будет заказать порядка 400 административных процедур и электронных услуг.
На сегодняшний день для каждого гражданина Республики Беларусь созданы личные кабинеты единого портала электронных услуг. Через эти личные кабинеты человек может путем строгой аутентификации заполнить заявление и направить его на рассмотрение. При этом в зависимости от того, в каком порядке в электронную форму переведена административная процедура, заявление с пакетом документов может прийти либо непосредственно в уполномоченный государственный орган, либо в службу «одно окно» для промежуточной обработки этого пакета документов, осуществления дополнительных запросов, сбора необходимой для принятия административных решений информации, чтобы уже сотрудник Государственного органа, уполномоченного на принятие этого решения, мог быстро, эффективно и качественно такое решение принимать.
Соответственно, и в обратную сторону — результат административного решения может направляться либо в службу «одно окно», чтобы человек пришел туда и получил это решение, либо решение направляется ему в виде электронного документа в его личный кабинет, где под рукой все эти административные решения у человека будут всегда.
В нашем государстве на данный момент, помимо уже обозначенных административных процедур, в электронной форме любой гражданин может получить порядка 250 электронных услуг. Человек может получить информацию о том, какова деловая репутация фирмы или предприятия, у которого он хочет приобрести услуги. Человек может получить комплексную информацию из нескольких государственных информационных ресурсов об истории б/у автомобиля, который он хочет приобрести, находился ли он в такси, есть он в угоне или нет, какой у него пробег зафиксирован, какие у него были повреждения и так далее. Это очень широкий спектр электронных государственных услуг, которые могут человеку понадобиться в различных его жизненных ситуациях.
Татьяна ШУМОВСКАЯ,
управляющий делами Несвижского РИК.