Меню
Курс $  3.27 | €  3.48 | ₽100  3.51 |
Погода 11 °C

Один день в Несвижском РОЧС

Нясвіжскія навіны 2 года назад 0 2

Пост опубликован: 21.01.2022

Два года назад я в ряду множества журналистов освещала проведение масштабных учений МЧС на территории Несвижского дворцово-паркового ансамбля. Морозным туманным днем сотрудники МЧС спасали утопающих в акватории замкового пруда, проводили радиационно-химическую разведку, извлекали из машины пострадавшего, отрабатывали условный пожар на чердаке и в это же время ликвидировали условный пожар на площади 150 кв. м. Я была впечатлена точностью и слаженностью работы спасателей-пожарных и в тот день задумалась: а как же проходят их будни в «мирные» дни? Как они достигают такого мастерства? Кто координирует работу подразделений?




Выполнять все операции физически сложно, и не удивительно, что в личном составе служат только мужчины. Но всё же в отделах по чрезвычайным ситуациям могут быть задействованы и женщины. Например, в роли инспектора или дежурного диспетчера центра оперативного управления (ЦОУ). Поэтому свое знакомство с Несвижским РОЧС я начала именно с ЦОУ, которым руководит Виталий Рогалевич.
Центр, как и две пожарные аварийно-спасательные части (ПАСЧ), располагается в основном здании Несвижского отдела по чрезвычайным ситуациям, что по улице Сновской. Смены у сотрудников совпадают, большинство работает вместе не первый год и в нужный момент понимает друг друга без слов. Семь спасателей дежурит в ПАСЧ №1 г. Несвижа, три — в ПАСЧ №3 (на объектах Несвижского управления магистральных газопроводов ОАО «Газпром трансгаз Беларусь») и три — в Центре.
Рабочие сутки начинают свой отсчет в 7.50, когда спасатели заступают на службу, и до 8.30 принимают смену у своих коллег. Сменяющий диспетчер передает заступающему распоряжения, переходящие с одной смены на другую. Вот только в отличие от других, у диспетчеров вся смена проходит на месте. Из 24 часов только во время обеда есть возможность размять плечи и отдохнуть.
Дежурить в Центре — ничуть не менее ответственная миссия, чем быть пожарным, выезжающим на места происшествий. В этом я наглядно убедилась, наблюдая за работой диспетчера центра оперативного управления Григория Высоцкого. Вместе с Григорием Валентиновичем на смену заступают старший помощник начальника ЦОУ Дмитрий Муляр и водитель Владимир Орпель.
Небольшой вытянутый кабинет, карта региона, несколько мониторов, телефонов и открытый журнал, в котором одна заметка появляется за другой. И человек, который хозяйничает в этом пространстве и от чьих действий зависит оперативность работы пожарных подразделений. На «просто поговорить» времени не так много — об особенностях работы узнаю в перерывах между звонками.
Григорий Высоцкий служит в Несвижском РОЧС с 1995 года — и всё это время на посту диспетчера.
— Я единственный диспетчер, который остался с тех времен. Непросто работать сутки напролет, многие не выдерживают. Но, конечно, потом два дня отдыха — есть время восстановить силы. В дни, когда не происходит чрезвычайных ситуаций, спокойно веду поточную документацию, направляю поступающие звонки в службы, которые отвечают за тот или иной объект.
Мы реагируем на все звонки. Первоначально ориентируемся на то, какой организации принадлежит объект, и сразу передаем поступившую информацию. Если организация сама не может справиться с происшествием, то уже она запрашивает помощь РОЧС, и мы выезжаем. Если же поступает звонок о пожаре или другой ЧС, в которой есть угроза жизни и здоровью людей, — дежурная смена выезжает незамедлительно. В таких случаях диспетчер должен во время принятия сообщения направить технику и все соответствующие службы (в том числе, если нужно, сообщить в милицию, в скорую), допринять это сообщение и сделать одновременно много других звонков. И в течение полутора минут у нас выезжает техника — в любое время дня и ночи. Бывает, что и сутки не спишь, если беда произошла ночью, потом еще остаешься на рабочем месте заполнять документацию — нужно всё подготовить, в том числе фото- и видеоматериалы, оформить и отправить отчет в вышестоящие инстанции.
Здесь всё очень строго, даже 10 секунд промедления грозят взысканиями, поэтому и личному составу, и диспетчеру нужно хорошо ориентироваться в Несвижском районе и в ближайших населенных пунктах, граничащих с Несвижчиной. Техника спасателей работает не только в нашем районе — в случае необходимости выдвигаются и машины из близлежащих регионов. То есть, если, допустим, ЧС произошла в деревне возле Снова и пожарные машины Барановичского отдела ближе, то едет машина из Снова и остальные — из Барановичей.
Наш диалог периодически прерывается звонками. Где-то сильный ветер снес лист шифера. Диспетчер записывает данные, откуда поступил звонок, и набирает номер ЖКХ, которое обслуживает здание. Где-то на дорогу упала ветка — и вот уже звонок перенаправляется в дорожную службу. Точно знать, какая служба за что отвечает — непросто. Это я знаю из личного опыта, ведь в редакцию периодически поступают звонки на «горячую линию», и я не всегда сразу могу определить, к кому обратиться за ответом, и прошу помощи у старших коллег.
Подсчитав, что во время пожара в Несвижском замке в декабре 2002 года Г.В. Высоцкий мог находиться на службе и участвовать в тех памятных событиях, длившихся несколько суток, я спросила его и об этом. Ведь если при оформлении отчетов после более простых пожаров много тонкостей, то как это было тогда?
— Да, я в то время работал, но это произошло не на моей смене. Это была серьезная чрезвычайная ситуация и по тревоге подняли весь гарнизон, прибыли все, кто был свободен от несения службы, в том числе и я. Да, работы было много… Таких крупных происшествий на моей смене больше и не было. Но были страшные ситуации, когда гибли дети, взрослые, — на этом Григорий Валентинович замолкает.
Через окна видно, как огнеборцы обслуживают пожарные машины, вымывают их, проверяют исправность устройств.
— Какой бы простой ни казалась ситуация, на месте тушить опасно, — снова обращается ко мне диспетчер. — Один из работников с моей смены, который уже вышел на пенсию, тушил однажды пламя через оконный проем, и на него рухнула стена. Повезло, что при ее падении он оказался в месте оконного проема, при других обстоятельствах исход мог быть для него трагичным.
В свободную минутку я выхожу в гаражи, чтобы пообщаться с личным составом. Встречаю старшего пожарного Егора Радюка. В прошлом году он закончил Солигорский горно-химический колледж по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» и вернулся в родной Несвижский район.
— Навыки, полученные во время учебы, очень пригодились мне в работе, — рассказывает Егор. — В колледже я научился использовать все виды оборудования спасателя. Работа в части мне нравится, уже ко всему приноровился. Из самого впечатляющего — это случай, когда нам пришлось сутки тушить машину, но и эту ситуацию мы отработали хорошо. Стараюсь участвовать в соревнованиях между отделами МЧС, ведь спорт люблю еще со школы — тогда увлекался легкой атлетикой, лыжными гонками. И, благодаря тому, что в части есть спортивный зал с тренажерами, мы, сотрудники РОЧС, держим себя в хорошей физической форме.
Незаметно рабочий день подходит к концу, и я прощаюсь со спасателями-пожарными. На этом мое погружение во внутреннюю кухню огнеборцев заканчивается, но кто знает, что ждет нас впереди.

Неонила ЛЮБАНЕЦ.

Leave a Reply

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

error: Копирование защищено!!!